Бюджет-2017: миссия невыполнима
20 октября на своем вечернем заседании Верховная
Рада приняла в первом чтении проект Государственного бюджета на 2017
год. Это только начало увлекательного процесса дележа бюджетного пирога:
народные депутаты уже подали 1,2 тыс. поправок, которые занимают более
400 страниц. Наибольшее количество предложений касается местных
бюджетов. Но денег на всех не хватит, это общеизвестно...
Согласно регламенту, после стартового голосования Кабинет
министров с участием уполномоченных представителей бюджетного комитета
готовит и в 14-дневный срок, но не позднее 3 ноября, подает в парламент
проект бюджета, подготовленный в соответствии с бюджетными выводами
парламента.
Теоретически есть надежда, что принятие бюджета на 2017 год ознаменуется
если не реалистичностью и объективностью показателей, то хотя бы
своевременностью принятия. Если учесть тот факт, что пройденные этапы
бюджетного процесса в текущем году впервые соответствуют Регламенту. Но
на этом реальный оптимизм заканчивается. И начинается оптимизм мало
обоснованный, который при детальном анализе плавно превращается в
пессимизм.
Как заявило правительство, государственный бюджет основывается на
оптимистическом сценарии развития украинской экономики – рост ВВП на 3% –
до 2 584,1 млрд. грн., экспорта на 8% – до $47,2 млрд., импорта – на
9,7% (до $49,9 млрд.), и, соответственно, увеличение доходной части
бюджета на 17% или на 127,9 млрд. грн.
Как заявил на пресс-конференции первый вице-премьер-министр Степан Кубив
и подтвердили его коллеги по Кабмину, драйверами экономического роста
должны стать благоприятная (?!) внешнеэкономическая конъюнктура, приток
инвестиций, а также донорская помощь международных кредиторов.
Также Министерство финансов, которое рассчитывало ключевые бюджетные
показатели, ожидает роста экспорта украинских товаров в ЕС и открытия
новых рынков сбыта, что также должно поспособствовать наполнению
бюджета.
Подобный оптимизм вызвал критическое отношение специалистов Главного
научно-экспертного управления Верховной Рады. В своем отчете от 3
октября они, в частности, указали, что «прогноз о росте ВВП на 3%
является несколько завышенным с учетом того, что в 2016 году на
экономику Украины продолжают негативно влиять эмбарго и транзитные
ограничения России, потеря производственных мощностей, инфраструктуры
из-за соответствующих событий на востоке страны, сокращение внутреннего
потребительского спроса».
Действительно, кто гарантирует, что украинскую экономику не будет
ожидать и пессимистический сценарий развития по версии Министерства
экономического развития и торговли (МЭРТ). Такой прогноз они сделали, и
он далеко не столь оптимистичен: предусматривает потерю позиций
украинского экспорта на мировых рынках в результате падения мировых цен
на сырьевые товары и сокращение спроса на них ввиду возможного
полномасштабного военного конфликта на Ближнем Востоке, где находятся
основные потребители украинской металлопродукции, и недополучение
запланированного финансирования от МВФ. При реализации этого сценария
ВВП Украины может вырасти только на 1,5%.
Поэтому, несмотря на официально радужное настроение, есть все основания
полагать, что предлагаемая миссия бюджета на 2017 год – сделать жизнь
населения лучше – является невыполнимой для правительства.По целому ряду
причин.
Как известно, данным проектом предусматривается дефицит в размере 3%
ВВП. Однако, кроме этого, в недрах цифр спрятался еще и скрытый дефицит,
как следствие того, что Кабинет министров завышает плановые объемы
доходов.
Вызывают сомнения такие статьи наполнения бюджета, как приватизация и
поступления от конфискации. Масштабная приватизация, которая заявлена
одним из источников финансирования дефицита бюджета, должна принести
поступления в размере 17,1 млрд. грн., и эти деньги уже заложены в
доходную часть бюджета. Одесский припортовый завод, "Укрспирт",
"Турбоатом" и прочее должны быть распроданы.
Однако, если учитывать, что в 2016 году из 17,1 млрд. грн.
запланированных поступлений от приватизации реальные поступления за 9
месяцев составили только 72,9 млн. грн., в 2015 году – соответственно 17
млрд. грн. и 151,5 млн. грн., в 2014 году – 17 млрд. грн. и 0,5 млрд.
грн., можно прогнозировать низкую вероятность ее выполнения.
Также в пояснительной записке к проекту бюджета отмечается, что
поступление средств от приватизации государственного имущества в
значительной степени зависит от спроса на объекты приватизации и общей
социально-политической и экономической ситуации в 2017 году, связанной с
проведением АТО на востоке страны.
Еще одна надуманная цифра – 10,5 млрд. грн. ожидается получить от
спецконфискации. Но вопрос поступления этих средств остается
законодательно не урегулированным. Поэтому неясно, каким образом они
будут получены. Интересно, что на заседании "Народного фронта" 18
октября было принято решение, что фракция не будет голосовать за бюджет,
если Верховная Рада не примет закон о спецконфискации, но 20 октября 67
голосов представителей фракции "Народного фронта" из 81 было отдано за
данный проект бюджета.
Как пояснил 20 октября в эфире радиостанции «Голос Столицы» политолог,
эксперт аналитической группы "Левиафан" Николай Мельник, «либо ко
второму чтению просто уберут спецконфискацию, или во втором чтении мы
увидим голосование за бюджет вместе с законом о спецконфискации, потому
что другого выхода нет».
Также в проекте закона предусмотрено поступление 41 млрд. грн. от
Национального банка Украины. Однако на встрече с журналистами 15
сентября глава НБУ Валерия Гонтарева сообщила, что в 2017 году банк
сможет перечислить в бюджет всего около 31 млрд. грн. в связи со
вступлением в силу с 1 января нового законодательства, которое
регулирует деятельности НБУ.
По нашему мнению, перспективы внешних счетов страны действительно
вызывают вопросы, поскольку состояние экспорта по-прежнему хуже рынка.
Частично это происходит из-за продолжающейся политики России к
украинским торговым потокам.
Согласно последним данным, опубликованным НБУ, дефицит текущего счета
платежного баланса в августе составил $414 млн., хотя в августе-2015 был
зафиксирован профицит в размере $38 млн. (или 2,4% ВВП), в то время как
за аналогичный период прошлого года он составлял $18 млн. (или
0,03%ВВП).
Также не стоит забывать о прочих ключевых внутренних рисках для
экономики страны: недостаточная скорость проведения реформ, низкая
платежеспособность реального сектора и низкая кредитная активность
банков. Все эти проблемы взаимосвязаны. Как известно, с 1 сентября в
тестовом режиме начало действовать июньское постановление НБУ №351,
которым регулятор утвердил положение о кредитных рисках.
Как уже заявляют многие банкиры, после вступления в силу документа у
многих финансовых учреждений снова начал образовываться дефицит
капитала, поэтому старт кредитования снова переносится на неопределенный
период. Это, в свою очередь, снижает рост платежеспособности реального
сектора и уровня потребления населения.
Учитывая все вышеизложенное, достичь заложенных в бюджет цифр роста экономики страны будет крайне сложно.