Конец сотрудничества между Казахстаном и Украиной в авиационной сфере
Первый
и, судя по всему, последний новый Ан-74Т-200А рег. номер 74082 (сер.
22-04), поставленный Национальной гвардии Республики Казахстан в мае
2014 г. по цене 27,79 млн. долл.
29.04.2016 г. Хозяйственный суд Харьковской области, рассмотрев иск
Республиканского государственного учреждения «Войсковая часть 3656
Национальной гвардии Республики Казахстан» (г. Алматы) к Харьковскому
государственному авиационному производственному предприятию, решил в
удовлетворении иска отказать полностью.
Тем самым, сотрудничество в авиационной сфере между Казахстаном и Украиной можно считать законченным.
Казахстан требовал не только расторгнуть договор №002-145/2014 от 03.02.2014 г., заключенный
между Республиканским государственным учреждением «Войсковая часть 3656
Национальной гвардии Республики Казахстан» и Харьковским
государственным авиационным производственным предприятием (ответчик),
но и признать ХГАПП «недобросовестным участником государственных
закупок».
Договор был заключен на основании протокола от 30 января 2014 г. № 2 об
итогах проведения государственных закупок среднего транспортного
самолета из одного источника.
В соответствии с ним ХГАПП должен был поставить Заказчику на условиях
DDP - Международный аэропорт г. Алматы, Республика Казахстан
(Инкотермс-2000), самолет Ан-74Т-200А . Согласно Приложения № 1 к
Договору «Спецификация поставки» цена самолета составляет 29,58 млн.
долл., а цена услуг по переучиванию летного и инженерно-технического
состав Заказчика - 420 тыс. долл.
В приложении № 1.1 к указанному Договору «Графики изготовления,
финансирование строительства, поставки Самолета и услуг спецификации
поставки» стороны согласовали, что поставка самолета будет осуществлена
в октябре 2015 года.
В 2014 и 2015 гг. Заказчик в установленном договором порядке оплатил поставщику денежные средства в сумме 15,202 млн. долл.:
- 7,5 млн. долл. - предоплата;
- 7,5 млн. долл. 7500 000,00 долларов США - за выполнение поставщиком
1-го и 2-го этапа по результатам составленного сторонами акта
промежуточного контроля № 1;
- 202 284,00 долл. - за теоретическое обучение и тренажерную подготовку летного и инженерно-технического состава.
Однако письмом № 301/1287 от 15 октября 2015 г. ХГАПП сообщил истцу, что
техническая приемка самолета Ан-74Т-200А невозможна в октябре 2015 г.
из-за его неготовности и предложил перенести срок поставки на второе
полугодие 2016 года.
24 декабря 2015 г. Сторонами было заключено Дополнительное соглашение № 3
к Договору, которым в связи с Экспертным выводом Торгово-промышленной
палаты Украины о наступлении форс-мажорных обстоятельств №9488/05.0-19
от 22.12.2015 г. срок сдачи - приемки самолета переносился на ноябрь
2016 года, был также утвержден новый График производства, финансирования
строительства, поставки Самолета и предоставления услуг спецификации
поставки.
В качестве оснований для признания форс-мажора было указано
Постановление Верховной Рады Украины 1854 от 27.01.2015 г., которым
Российская Федерация признана страной - агрессором, а Соглашение между
Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о
производственной и научно - технической кооперации предприятий оборонных
отраслей промышленности от 18.11.1993 года прекращено Постановлением
Кабинета Министров Украины № 632 от 26.08 .2015 года.
Напомним, что между Правительством Украины и Правительством Российской
Федерации было подписано 20.08.1997 г. Соглашение о сотрудничестве в
сфере разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной
техники. Стороны договорились о сотрудничестве в сфере развития в
Украине и Российской Федерации авиационной техники по основным
направлениям, в том числе: серийное производство транспортного самолета
Ан-74 (Ан 72) с двигателями Д-36 и обеспечение его эксплуатации.
В соответствием ст. 5 указанного Соглашения взаимная поставка
материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства
продукции гражданского и военного назначения осуществляется в порядке,
предусмотренном Соглашением между Правительством Украины и
Правительством Российской Федерации о производственной и научно -
технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от
18.11.1993 года.
В итоге суд сделал вывод о том, что «Харьковское государственное
авиационное производственное предприятие, заключая договор и принимая на
себя обязательства изготовить и поставить самолет Ан-74Т-200А, не
предусматривало и не могло предусмотреть признание Верховной Радой
Украины Российской Федерации страной-агрессором и последующие действия
государственных органов Украины, связанные с расторжением и отменой
межгосударственных соглашений между правительствами Украины и Российской
Федерацией», поэтому «указанные события вызвали отказ российских
производителей - поставщиков комплектующих изделий от выполнения своих
договорных обязательств перед ХГАПП, что привело к нарушению сроков
выполнения работ очередного этапа построения самолета и срока
изготовления самолета в целом».
Какие именно российские предприятия отказались поставлять ПКИ, не
сказано, хотя аналогичных запретов со стороны Правительства РФ наложено
не было. Следовательно, поставки комплектующих производства российских
предприятий для выполнения контракта с Казахстаном стали невозможны
именно из-за решения Правительства Украины, что не помешало суду
возложить ответственность на соседнее государство. Впрочем, на
результаты и ход сотрудничества между Украиной и Казахстаном все это уже
не повлияет.
Оригинал
Вернуться назад
|