ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Вечером деньги: почему третий транш МВФ может не дать результатов, которых ждёт Украина

Вечером деньги: почему третий транш МВФ может не дать результатов, которых ждёт Украина


15-09-2016, 06:53. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Вечером деньги: почему третий транш МВФ может не дать результатов, которых ждёт Украина

Поздно вечером в среду совет директоров Международного валютного фонда согласился продолжить сотрудничество с Украиной. Президент страны Петр Порошенко сообщил, что государство получит третий транш международной финансовой помощи в размере $1 млрд. Для Украины не столь важна эта сумма, сколько сам факт продолжения сотрудничества, поскольку это откроет возможность для получения средств от других кредиторов – финансовых гарантий США и макрофинансовой помощи со стороны ЕС. Украинские экономисты говорят, что одни только займы не позволят экономике страны восстановиться: для этого необходимо провести реальные реформы.
Вечером деньги: почему третий транш МВФ может не дать результатов, которых ждёт Украина

Украина возобновляет сотрудничество с МВФ. «Я приветствую только что принятое положительное решение Совета директоров Международного валютного фонда о продолжении программы сотрудничества с Украиной и выделении дополнительных объемов финансовой помощи. Впервые в истории отношений между Украиной и Международным валютным фондом мы получили третий транш помощи в рамках одной программы сотрудничества», – написал на своей странице в Facebook украинский президент Пётр Порошенко. Глава государства также отметил, что это стало следствием проведения в стране реформ, которые признает мир.

Страна, однако, не может похвастаться стабильными отношениями с МВФ. Последняя программа сотрудничества EFF (Extended Fund Facility – механизм расширенного кредитования) с фондом утверждена в марте 2015 года. Планировалось, что за четыре года на Украину переведут около $17,5 млрд. Но за полтора года страна получила только два транша на общую сумму $6,7 млрд., которые были использованы для пополнения золотовалютных резервов. Такой шаг действительно дал позитивный результат: правительству удалось стабилизировать курс гривны (в 2014 году она девальвировала с 8 до 27 грн. за доллар), а также добиться резкого снижения инфляции (в 2015-м она составила 40,3%, в этом году – пока 14%).

Но летом прошлого года сотрудничество приостановилось. Фонд ожидал разрешения политического кризиса: на Украине премьера Арсения Яценюка сменил друг президента Владимир Гройсман. МВФ приступил к рассмотрению денежного вопроса лишь после звонка Петра Порошенко директору-распорядителю МВФ Кристин Лагард. Глава государства наверняка сообщил Лагард, что Украина готова выполнить требования МВФ. Например, согласна приступить к масштабной приватизации государственных активов (главный источник для получения средств олигархами), а также уже ввела в действие электронную систему декларирования доходов государственными служащими.

Сейчас размер золотовалютных запасов (средства МВФ направляются на их пополнение) составляет около $14 млрд., что позволяет покрыть необходимый минимум – три с половиной месяца импорта. Зачем же тогда Украина так активно борется за транш? Решение МВФ открывает путь к выделению финансовой помощи со стороны США в объеме $1 млрд. и Евросоюза – на сумму €600 млн., а также других международных финансовых организаций, говорит Пётр Порошенко. Эти деньги необходимы для покрытия дефицита бюджета, а также закупки газа и угля. Кроме того, это станет хорошим сигналом для иностранных инвесторов.

Против выделения Украине третьего транша выступила Россия. «Москва последовательно выступала и выступает против модификации правил выделения новых траншей под конкретные ситуации, под сиюминутную политическую конъюнктуру, о чём, собственно, идёт речь в случае с Украиной», – заявил на встрече с журналистами пресс-секретарь российского президента Владимира Путина Дмитрий Песков. Подразумевается, что МВФ готов кредитовать Украину, несмотря на технический дефолт, который страна допустила в конце 2015 года.

Украина не смогла договориться с Россией о реструктуризации долга в размере $3 млрд. Средства были выданы в конце 2013 года при президенте Викторе Януковиче, который покинул страну в феврале 2014-го. Деньги выдали на два года. «Деньги действительно были направлены на покрытие дефицита бюджета, а не разворованы», – сообщил корреспонденту RT источник в Министерстве финансов страны. Украина отказалась возвращать средства в срок, после чего Россия обратилась в Высокий суд Лондона. Планируется, что к рассмотрению этого дела суд приступит в начале следующего года. Разбирательство может занять несколько лет.

Но одних только заимствований мало. Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко на своей странице в социальной сети указал, что украинские кредиты привлекались под 5-8% годовых. «То есть, даже если принять среднюю процентную ставку в 6%, получаем, что на обслуживание долга у нас уходит 5,4% ВВП», – подсчитал экономист. Чтобы жизнь внутри страны просто не ухудшалась, экономика должна расти как минимум на эти 5,4%. «Если же рост меньше – страна постепенно скатывается вниз», – заметил эксперт. В этом году ВВП страны, по прогнозам правительства, вырастет на 1%, а в следующем – на 3%. Для более динамичного роста государству необходимы радикальные реформы. Но на них правительство готово идти только под давлением партнеров. Украина остается одной из наиболее коррумпированных и нереформированных стран Европы.

Кристина Урсу, Киев


Вернуться назад