МВФ, бюджет и асфальтовый заводик Гройсмана
И снова пуля пролетела мимо: МВФ задвинул
украинский вопрос за сентябрь. Издевательство перешло в разряд
любопытства: а что там в бюджете на 2017 год? Экс-замминистра финансов
Игорь Уманский так и сказал: без бюджета не дадут. Но шеф Минфина
Александр Данилюк клянется, что кредит еще никогда не был так близко.
Показания разошлись, но пазлы сложились: вчера Гройман сообщил,
что в приоритетах на 2017-й – военные расходы и дорожное строительство.
Это именно то, что «мечтает» оплатить МВФ…
Вчера или позавчера появилась информация, что в календарном плане
заседаний Совета директоров МВФ вопрос Украины отсутствует как минимум в
ближайшую неделю. Вчера, 31 августа, обсуждалось сотрудничество с
Сербией. В повестке дня на 2 сентября – Бруней и Беларусь. 7 сентября –
Судан, Босния и Герцеговина, а также загадочное Кирибати. Не знаете, что
это за Кири… бати? Нет, это не Карибы. В Интернете написано, что это
«крошечное островное государство, которое находится в западной части
Тихого океана, граничит с Науру и Тувалу».
Впрочем, уже не важно, кто с кем граничит, потому что Украина, судя по
всему, граничит с секвестром. Это такой термин, которым обозначается
урезание (а в некоторых особо радикальных случаях и обрезание) бюджетных
расходов.
Министр финансов Александр Данилюк не так давно сказал, что допускает
секвестр бюджета в случае срыва сотрудничества с МВФ. Об этом он сообщил
в интервью «Экономической правде». Но не конкретно, а как-то между
прочим: «Неполучение внешнего финансирования усугубляет ситуацию.
Придется идти на чрезвычайно непопулярные решения, секвестр бюджета,
другие меры». Насчет «других мер» министр не уточнил, но, зная
изобретательность ребят из Минфина, многие вздрогнули.
Добавил испорченного настроения и его бывший заместитель Игорь Уманский –
один из немногих высокопоставленных сотрудников Минфина «последнего
призыва», кто понимает то, о чем говорит. Правда, Уманский – это не
совсем последний призыв. Еще при Юлии Тимошенко в (2009-2010) он
исполнял обязанности министра финансов. А до этого год был первым замом.
Затем его «ушли», в 2014-м вернули. В 2015-м «ушли» (или он сам сбежал)
опять. С формулировкой «по собственному желанию», которую можно
трактовать двояко.
Итак, по словам Уманского, МВФ не собирается рассматривать вопрос
выделения Украине очередного транша, пока не увидит бюджет на 2017 год.
«Странно, что руководство рассчитывало, что у нас будет позитивное
решение. У всех сейчас период отпусков, но в Минфине все работают над
проектом бюджета, который нужно внести в ВР до 15 сентября и к 5 октября
в Кабмин. Не видя проекта бюджета, МВФ не станет рассматривать вопрос
по Украине. Это было очевидно», – уверенно заявил Уманский, которого
по-прежнему считают близким к Тимошенко.
С другой стороны, я представляю себе реакцию МВФ, когда он прочитает
проект бюджета на 2017 год. Как лаконично охарактеризовал его вчера на
Кабмине премьер-министр Владимир Гройсман, приоритетными статьями будут
расходы на безопасность в пределах 5% ВВП и оборону в 3% – вместе 8% или
129 млрд. грн. А также на Дорожный фонд – 14 млрд. грн. (за счет 75% от
собранного акциза на топливо).
В общем, если коротко, бюджет Украины-2017 – это война с Россией и асфальтовый заводик Гройсмана: два в одном.
Нет, я ничего не имею против хороших дорог. Да и 14 млрд. грн. с учетом
девальвации нацвалюты и состояния наших дорог – это мелочь. Не случайно,
как сказали вчера на Кабмине, собственными ресурсами мы ограничиваться
не собираемся и планируем привлечь средства «международных финансовых
организаций и международных партнеров, что даст возможность в разы
увеличить финансирование украинских дорог».
Но, насколько я понимаю, эти самые 14 млрд. грн. в нашей бедной стране
создают ситуацию «впихуемой невпихуемости». Отказать премьеру Минфин не
может, а свести все красивенько и в кучу силами высокооплачиваемых
реформаторов без опыта бюджетного строительства – у него не выходит. В
итоге «кривизна изделия» под наименованием бюджет-2017 невооруженным
глазом будет видна МВФ.
Еще труднее будет изобразить низкий (требуемый) дефицит и тем более
экономический рост из бюджета, ориентированного на войну. Общеизвестно,
что МВФ не дает денег на войну и обожает сбалансированные расходы и
доходы, чего у нас в условиях падения экспорта и сворачивания рынка
априори быть не может. Поэтому, если мы хотим иметь сбалансированный
«бюджет войны», все остальное – культура, образование, медицина, наука –
в нем должно просто отсутствовать. На радость Тимошенко и другим
звездам популизма.
В этом плане история с закошмариванием студентов, которые залепили
тортом в мордашку замминистра финансов Сергея Марченко, очень
показательна: как известно, стыдят их не за торт, а за требование давать
деньги на стипендии, а не на войну. И, по царской еще традиции, требуют
забрить в солдаты. «Шоб не повадно было».
Действительно, нашли время шуметь, возбуждать общественное мнение! Вот
уже и Минобразования что-то там крякнуло насчет необходимости сохранить
стипендии. Очевидно, что при таких делах даже подать в Раду «кошерный»,
так сказать, бюджет военного времени, который одновременно собирались
показывать МВФ, нереально. А уж голосовать и подавно. Страшно подумать,
что в этих условиях будет со страной, войной и асфальтовым заводиком,
который недополучит заказов на общенациональное выравнивание дорог.
И тут все взоры снова обратились к Министерству финансов. Назвался
груздем – полезай в кузов. Раз ты нач. по финансам, то достань денег,
пока МВФ продолжает сезон изощренных издевательств. А поскольку вся
международная система кредитования Украины построена по принципу «дедка
за репку», то без кредита МВФ Украина не сможет получить $1 млрд.
кредитных гарантий от США, 1,2 млрд. евро макрофинансовой поддержки от
ЕС, а также кредиты на покупку газа от европейских партнеров, то надо
проявлять изобретательность.
И Данилюк поехал в Берлин. Не знаю, что он там делал на самом деле, но, судя по публикациям в местной прессе, встречался с немецким коллегой – министром Вольфгангом Шобле и рассказывал, что
Украина стоит ближе некуда к соглашению с Международным валютным фондом
(МВФ) о выделении третьего транша кредита, который, конечно, пришлось
год подождать, но по объективным причинам.
Все цитаты Данилюка о том, что кредит уже на подходе, – с берлинского
вояжа. Хотя о том, что украинский вопрос не внесен в повестку дня до 7
сентября, на тот момент уже было известно. И про желание МВФ взглянуть
на проект бюджета-2017 знал не только Уманский, но и его преемники.
Наконец, возможную реакции кредиторов на увиденную смету Данилюк в
состоянии предположить.
Какова в таком случае цель его визита в Германию? Моя версия – поехал
клянчить у европейцев деньги на закачку газа, не дожидаясь кредита МВФ.
Что еще раз свидетельствует в пользу версии, что денег «нет и
неизвестно», а оптимизм – это вынужденная мина при плохой игре…