С декабря 2013 года по июнь 2015 года государства, которые ввели санкции в отношении России, недополучили 60,2 млрд долларов прибыли, сообщает Centre d`Etudes Prospectives et d'Informations Internationales (CEPII, французский исследовательский центр по мировой экономике).
Эксперты оценивали как формальные, так и неформальные ограничения в торговле. Основная часть потерь (82%) пришлась на товары, на которые не распространяется российское эмбарго, пишет «Коммерсант». На страны ЕС пришлось две трети потерь (77%). До кризиса на Россию приходилось 2,3% экспорта поддержавших санкции стран, а российский экспорт в них составлял 63,8% всех внешних поставок. За время действия санкций в среднем вероятность поставок снизилась на 8-14%, стоимость - на 3,5-7,5%.
В начале обострения отношений (с февраля по июль 2014 года) падение поставок составило в среднем 14,6% (в том числе у стран ЕС - на 13,8%, при этом курс рубля к доллару за это время снизился лишь на 6%). После введения формальных ограничений (с августа 2014 года) - в среднем 12,9% (в ЕС - 24,9%). Поставки санкционных товаров с августа 2014-го года упали примерно на 90%.
Поставки не поддержавших санкции стран соответствовали прежним прогнозам с учетом девальвации рубля - тогда как экспорт стран, поддержавших ограничения, снизился более существенно.
В деньгах недополученная выгода максимальна у немецких поставщиков (около 830 млн долларов в месяц, или 27% от объема потерь), Украины - 450 млн долларов, а также Польши, Нидерландов, Франции и Японии (около 200 млн долларов). Заметим, по данным ФТС, по итогам первого полугодия 2014 года импорт из ЕС сократился на 6,1%, тогда как в целом из всех стран - на 4,8%, в целом же по году - на 11,7% и 9,2% соответственно. В 2015 году падение импорта из ЕС составило 40,2%, но и экспорт на фоне снижения цен на энергоресурсы сократился на 31%. В деньгах только импорт из ЕС за два года сократился на 64 млрд долларов.
Кроме прямых ограничений, на объемы торговли больше влияли проблемы с привлечением торгового финансирования под поставки в Россию, чем восприятие странового риска. Французские компании, продукция которых оказалась под запретом, испытывали трудности с нахождением альтернативных каналов поставок, тогда как остальные поставщики в основном нашли новые рынки сбыта.