Как заявил вице-президент Сбербанка, начальник управления развития малого и среднего бизнеса Андрей Шаров в интервью ТАСС, российский малый бизнес крайне непрозрачен. «В лучшем приближении доля прозрачного малого бизнеса − 20%, около 80% работает по управленческой отчетности. Именно поэтому банку проще выдать кредит в 1 млрд крупному бизнесу при сопоставимых затратах, чем выдать 1 млн малому», - отметил банкир.
Кролики и удавы
Хорошо справляются с таким непрозрачным способом ведения бизнеса
микрофинансовые организации, уверен Шаров. Они закладывают и затраты
на проверку отчетности, и риски в ставку. Ставка в микрофинансовых
организациях − 40-50%. Они могут себе позволить большое количество
дефолтов. Если бизнес прозрачный − он получает ставку 15%, если
предприниматель не хочет меняться − 40-50%.
При кредитовании
МСБ все банки закладывают в свою технологию способы работы
с управленческой отчетностью. Официальную отчетность клиент сдает
в налоговую, а управленческую он, условно говоря, ведет в тетрадке,
объясняет Андрей Шаров. Та выручка, которая в тетрадке, и та, которая
предоставляется в налоговую, могут различаться в десятки раз. Но бизнес,
который не ведет дела "в белую", также может быть хорошим заемщиком,
поэтому банки, подстраиваясь под бизнес, выстраивают такую сложную
технологию кредитования.
Банки вынужденно создают технологии кредитования, опираясь на такой способ ведения бизнеса, это в свою очередь означает, что они должны качественно перепроверять информацию управленческой отчетности, рассказывает вице-президент Сбербанка. То есть выезжать к заемщику, чтобы изучить его бизнес, в результате стоимость выдачи кредита МСБ для банка существенно возрастает. Часто банки упрекают в том, что для малого бизнеса ресурс более дорогой, чем для среднего и крупного. Эта ситуация существует во всем мире. Не в последнюю очередь это связано с финансовой непрозрачностью заемщика.
По словам Андрея Шарова, причин происходящего несколько. Первая − привычка. Люди с 90-х годов ведут таким образом бизнес и не хотят меняться. Второе − предприниматели не готовы платить высокие социальные налоги. Третье − предприниматели не хотят или боятся раскрываться для контрольных, надзорных органов.
«Банки, ЦБ, правительство, предприниматели должны вместе прийти к определенному консенсусу о том, как добиваться большей прозрачности. Банки со своей стороны должны обеспечить более низкую ставку, выдавать кредит не за пять дней, а за один. Правительство − обеспечить разумный социальный налог, предоставить гарантии того, что налоговая не придет к предпринимателям без повода. А бизнес в ответ должен становиться более прозрачным», - полагает топ-менеджер.
Следует признать, что малый бизнес до сих пор живёт у нас своей несколько обособленной жизнью, - указывает профессор Академии МВД России, доктор юридических наук Иван Соловьев. Это только в последнее время стали появляться различные программы поддержки, создаваться какие-никакие условия и выделяться деньги. До этого малый бизнес развивался и выживал сам. Конечно же, полагает эксперт, в таких условиях и формировались специфические особенности и традиции ведения малого бизнеса - занижение выручки, минимизация налогов, общий теневой характер планирования показателей развития деятельности.
Все изменится, но нескоро
По мнению Ивана Соловьева, сегодня пропорция 20 на 80 видится вполне реальной. При этом у банков есть специфические методы оценки, в каком секторе работает предприятие малого бизнеса: теневом или белом. Делается это, в том числе, и путём сравнения зарплат работников, указанных в форме 2 НДФЛ и представленных в банк. Как правило они существенно отличаются - в банк представляются завышенные цифры, в налоговой форме содержатся реальные. Отсюда и основания для того, чтобы значительно увеличить кредитную ставку.
Кроме того, в последние несколько лет были приняты непопулярные решения в части увеличения общей фискальной нагрузки на предприятия малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. С точки зрения практической, констатирует Иван Соловьев, любому контрольному или правоохранительному органу легче работать с крупным бизнесом - разовое доначисление в сотни раз больше, да и перспектив выявления признаков налоговых преступлений тоже. Однако в настоящее время постепенно создаются необходимые условия, которые позволяют повысить прозрачность малого бизнеса, изменить традиции его ведения, увеличить бюджетные отчисления при одновременном установлении твёрдых государственных гарантий для нормального функционирования субъектов МСБ.
Главная причина происходящего - высокая налоговая нагрузка, уверен, в свою очередь, советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Денис Рассомахин. Именно для того, чтобы снизить размер выплачиваемых налогов, бизнес переходит на серые схемы его ведения. Вести бизнес полностью прозрачно многим оказывается невыгодно, особенно если это небольшой бизнес, если он приносит небольшой доход или переживает финансовые трудности (что актуально в кризисный период для многих). Есть и те, кто боится раскрывать перед госорганами реальные доходы своего бизнеса, опасаясь рейдерских захватов.
Исправить ситуацию может помочь снижение налоговой нагрузки на бизнес или хотя бы более редкое её повышение (налоги и сборы повышают по несколько раз в год), а также сокращение административных барьеров, уверен эксперт. Например, упрощение и уменьшение отчетности, более редкие изменения в законодательство, расширение услуги "одного окна", чтобы можно было проще подавать документы в различных ситуациях.