Очевидно, что власть стремится упорядочить мусорную отрасль и выбрало именно такой способ. Действительно, управлять сферой, где действуют несколько сотен крупных игроков легче, чем хаотизированной отраслью, где работают тысячи и тысячи компаний, при этом разобраться во всем этом многообразии крайне сложно. С другой стороны существует опасность монополизации рынка. Региональным оператором может стать только коммерческая организация. Зачем ей делиться рынком? Она может нанять своих субподрядчиков, которые будут заниматься всем: заготовкой, переработкой и вывозом твердых коммунальных отходов. К тому же существует опасность, что такие компании будут устанавливать свои монопольно высокие цены на мусорное сырье, и в этих условиях очень тяжело будет действовать переработчикам.
Сегодня многие фирмы, занимающиеся переработкой мусора,
имеют недостаток в сырье, их мощности простаивают. Слово одному из учредителей
компании «Экологика» Александру Широбокову: «Наша компания занимается в основном сбором, сортировкой и
переработкой полимерного сырья: ПЭТ, ПНД, ПВД. Далее наши партнёры производят
из него стреп-ленту для упаковки, трубы, мусорные пакеты и некоторые другие
виды товаров. Со сбытом вторички проблем нет, есть трудности с поиском
подходящего к переработке сырья. Хорошего вторсырья нам не хватает,
хотелось бы больше. Если бы через нас проходила тысяча тонн в
месяц, то мы с нашими партнёрами нашли бы ей применение. Фактически же
через нас проходит где-то тонн 200»
Нарастить объемы было бы возможно именно за счет отходов от населения. Это было бы возможно сделать с помощью региональных операторов. Правда, при двух условиях. Первое: переработчики должны заключать договоры поставки напрямую. Второе: цена на сырье должна быть адекватной. Приведем здесь слова Дмитрия Лацмана — руководителя проекта «Экологическая инициатива»:
«Надо, чтобы я как переработчик имел прямой доступ и прямые договоры с этими операторами, чтобы не было этой дикой цепи перекупщиков, которые просто занимаются тем, что покупают отходы по одной цене, а перепродают в полтора-два раза дороже. Надо, чтобы эти операторы не заключали договоры с такими левыми компаниями. Тогда мы переработаем все бутылки, которые выкидывают люди.
Для меня самое главное – какими будут цены. У меня есть планка, выше которой я не могу покупать. Мы выпускаем полуфабрикат – ПЭТ-хлопья – это сырьё используется для производства ПЭТ-ленты, ПЭТ-плёнки, гранул. Если я подниму отпускную цену, производители перестанут покупать наше сырьё, иначе у них тоже повысится себестоимость продукции. Самое главное, чтобы у этих операторов цены были умеренными. Но, скорее всего, цены будут очень высокими».
Какие же есть варианты упорядочить рынок, при этом не создав монополий? С одной стороны власти говорят о том, что возможно создать не одного, а нескольких региональных операторов. Однако поделенный на секторы рынок также может быть монополизирован. Некоторые эксперты видят выход в создании именно некоммерческих организаций, которые бы представляли собой тендерные площадки, на которых могли бы действовать сортировщики, сборщики и переработчики мусора.
Второй вариант, который представляется более реальным — жесткое законодательное регулирование деятельности региональных операторов и самое внимательное отношение к их работе со стороны Федеральной антимонопольной службы.
Ну и напоследок, мало, кто говорит о судьбе малого и среднего бизнеса, который фактически будет устранен с появлением региональных операторов, а власти, безусловно, должна заботить и эта составляющая их проекта.