ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Падение потребления — новый «черный лебедь» для экономики США

Падение потребления — новый «черный лебедь» для экономики США


14-05-2016, 10:18. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Падение потребления — новый «черный лебедь» для экономики США


Очередным «черным лебедем» для мировой экономики может стать низкий объем потребления, считает старший экономист в компании Prevedere Андрю Дугвай. 

Согласно его прогнозам, в ближайшее время число признаков приближающейся глобальной рецесии будет увеличиваться, однако именно «слабый потребитель» станет главной причиной начала полномасштабного экономического кризиса.

Мы находимся в эпицентре экономического спада, и цепь домино, ведущая к рецессии, пришла в действие.

Во-первых, мировая экономика была довольно слабой. Транснациональные корпорации и предприятия оказались уязвимы в результате падения мировой торговли и цен на сырье. Сейчас потребители начинают ощущать последствия этого, ибо они снижают рост расходов на товары и услуги — что мы и видели в отчете о ВВП за первый квартал.

Все это предшествует рецессии. Аналогичные показатели мы видели до начала экономического спада в 2001 г. и 2008 г. Хотя сейчас есть некоторый потенциал для изменения экономических показателей. Все говорит о том, что экономика США пройдет через спад, прежде чем начнется подъем. Однако сохраняется ощущение того, что экономику ждет «черный лебедь»: то есть слабый потребитель.

Потребители поддерживали экономику в течение первых двух кварталов, этот показатель стал первым показателем того, какой будет траектория потребительских настроений, и продолжится ли снижение.

Если оборот розничной торговли в США окажется ниже ожидаемого уровня, потребуется огромный отскок в течение следующих двух месяцев для того, чтобы в третьем квартале взять курс на экономический подъем. Если показатели окажутся хорошими, это станет первым признаком того, что потребительские настроения и экономика начинают восстанавливаться.

Последний отчет о состоянии рынка труда показал стагнацию заработной платы. Так что теперь есть все основания полагать, что статданные не покажут оптимистичный результат. После еще одного удара по экономике, будет три ключевых показателя, которые окажут воздействие на основных потребителей и, соответственно, экономику: заработная плата, уровень инфляции и потребительские настроения.

Уровень среднего еженедельного дохода работников лишь на 1,3% выше уровня прошлого года и из-за инфляции заработной платы реальные доходы работников снизились на целый процентный пункт с начала года. В результате мы столкнулись с самым низким темпом роста заработной платы с 2009 года.

Потребители несколько защищены тем, что общий уровень инфляции цен снижается. Поэтому больше они не сталкиваются с высокими ценами в продуктовых магазинах, однако для большинства людей «богатство» — это, скорее, номинальное понятие. Это отсутствие «номинального» роста заработной платы может повлиять на поведение потребителей и их мышление. До сих пор в 2016 году мы видели снижение потребительских настроений, большой стимул для будущих розничных продаж. Люди чувствуют себя не лучше, чем в прошлом году, так зачем им тратить больше?

Критическим фактором, который может привести все к довольно проблематичному положению дел, заключается в том, что инфляция может снова увеличиваться.

Например, цены на нефть прошлым летом резко снизились, прежде чем остановиться в пределах $30-40 за баррель. Нефть является основой для других товаров. Так что пока мы увидели резкое снижение цен на продовольствие наравне с падением цен на нефть. Поэтому мы можем ожидать, что цены на продукты питания растут или приходят в равновесие с ценами на нефть. Даже если нефть поднимется до $50 за баррель на фоне того, что высокая стоимость производства падает во всем мире, это составит от 25% до 65% роста в отношении цен этой зимой.

В то время как многие экономисты сохраняют оптимизм в отношении экономики, учитывая историю самого слабого первого квартала за последние пять лет, у нас есть четкие показатели, что наш нынешний экономический сценарий не сильно отличается от ранних стадий потребительских настроений в 2001 г. и 2008 г. и будет играть ключевую роль в определении того, находимся ли мы в эпицентре слабой экономики, или на самом деле, только на пути к рецессии.


Вернуться назад