Брать ли - и как взять - налог с неработающего трудоспособного человека за то, что он не работает? Обсуждение этого вопроса в ведомствах официально признано.
О возможности введения налога для трудоспособных, но официально нигде не работающих людей заявил сегодня на международной конференции "Социальное страхование" статс-секретарь – замминистра труда Андрей Пудов. Потом сразу пошли оговорки и отговорки, но сказано было достаточно ясно. После слов о том, что в настоящее время ведомство действует в направлении легализация рынка труда административными рычагами, которые уже дают эффект, замминистра сказал: "Это является основанием для того, чтобы разработать меры законодательного порядка". Но какие? И тут он сослался на следующее: "Коллеги наши из Белоруссии, может, поделятся опытом, у них серьезнейшие инновации произошли. Они ввели так называемый налог на тех лиц, которые находятся в трудоспособном возрасте, но не уплачивают страховые взносы, не заняты в трудовой деятельности… Мы пока эту тему обсуждаем, у них такое решение уже принято", — цитирует Андрея Пудова агентство РИА Новости.
Вскоре пресс-служба министерства обнародовала сообщение, в котором сказано что «обсуждение ведется на экспертном уровне в контексте изучения реализации такого опыта в Республике Беларусь. Минтруд России не ведет разработку каких-либо проектов нормативных правовых актов на подобную тематику».
Ранее в четверг пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков переадресовал правительству вопрос о возможности введения в России "налога на тунеядство", сообщил «Интерфакс». Агентство напоминает также, что еще ровно год назад замглавы Роструда Михаил Иванков говорил о том, что рассматривается обложение "социальным платежом" граждан старше 18 лет, которые не трудоустроены официально, не зарегистрированы как безработные и не имеют каких-либо льгот.
Таким образом, что-то с проблемой неофициальной занятости - в которую, по словам представителей социального блока правительства, включены без преувеличения десятки миллионов людей - сделать несомненно хотят. И с учетом масштаба проблемы – что-то серьезное. Но один из первых приходящих в голову вопросов – с какой налоговой базы, проще говоря с каких доходов будет платить человек? Тем более, если у него и впрямь нет работы. А если есть – как официально обложить неофициальный доход? И это только одна грань проблемы. «Эксперт online» обратился за комментариями к аналитикам.
Нужны не налоги, а рабочие места
По мнению Павла Ивченкова, юриста компании «Деловой фарватер», подобная новация носит негативный характер, особенно в социальном плане. Она нецелесообразна и имеет высокие шансы оказаться неэффективной в борьбе с безработицей, серым рынком труда и недостаточной наполняемостью бюджета. - Аналитик считает даже, - что в результате она приведет к гражданским волнениям, волне протестов и росту случаев уклонений от уплаты налогов. На размерах серого рынка труда она практически не скажется. Таким работодателям и работникам все равно по-прежнему будет выгодно не оформлять официально рабочие отношения, ведь, скорее всего, налог на тунеядство окажется ниже нынешних налогов и сборов с официальной зарплаты. А значит, его в этом случае будет выгодней платить, чем все налоги и сборы с фонда оплаты труда. То есть в результате основное налоговое бремя ляжет на настоящих безработных и наиболее незащищенные слои населения, лишившихся работы в связи с проблемами в стране или по другим независящим от них причинам, а не на тех, кто работает неофициально.
- Собираемость такого налога будет очень низкой, - полагает Павел Ивченков. - Фактически, отказываясь от уплаты налога, люди будут объяснять это тем, что официальных доходов они не имеют и им нечем платить налог. В такой ситуации налоговая задолженность будет копиться и налоговики с помощью суда и приставов смогут изъять имущество должников. По сути этот налог станет способом принуждения людей к работе в тот период, когда растет безработица в стране и сокращаются рабочие места. Такая ситуация заставит граждан работать на невыгодных условиях, с низкой зарплатой и тяжелыми условиями труда, поскольку работодатели воспользуются ситуацией и не будут спешить создавать и предлагать хорошие рабочие условия.
В Белоруссии - заставят, а у нас?
Антон Соничев, эксперт центра "Общественная Дума", считает в свою очередь очевидным, что трудоспособный гражданин с образованием не ниже средней школы и без отклонений здоровья не может жить просто так, нигде не работая. Чаще всего речь здесь идет не столько о безработице, сколько о скрытой занятости, - говорит он. - Разница в том, хочет ли человек действительно найти работу или же он рассчитывает пожить несколько месяцев на пособие по безработице, а потом если и устраивается на работу, то не слишком ею дорожит. С другой стороны есть люди, которые могут и хотят работать, но не могут найти себе место в умирающей деревне или на закрывающихся заводах. Такие меры, как этот сбор, действительно могут оказать влияние на выявление и некоторое сокращение скрытой безработицы, но и для этого требуется системный подход, а не только введение сбора.
Для сравнения, - отмечает Антон Соничев, - в Беларуси с этого года впервые будет уплачиваться подобный сбор, его размер составляет 4 200 000 белорусских рублей за год (это по курсу госбанка Беларуси на сегодня примерно 216 долларов или 14 300 российских рублей). Однако, помимо этого сбора планировалось также вводить своего рода «принудительное трудоустройство» - привлекать к необходимым социально-хозяйственным работам безработных, не сумевших найти себе другое рабочее место.
Налог на воздух
- На данный момент не просматриваются какие-либо реальные положительные последствия от введения налогов с нетрудоустроенных граждан, а вот отрицательных видится очень много, - считает Валентин Островский, эксперт в области кадров, руководитель проектов компании Интеркомп. - Потенциальные доходы казны от подобного налога не идут ни в какое сравнение с необходимыми затратами для администрирования предлагаемого сбора, - полагает он. - Сегодня только по официальной статистике Росстата в России около 5 млн нетрудоустроенных граждан, которые должны стать базой для сбора обсуждаемого налога. Для администрирования сбора с такого количества граждан потребуются колоссальные ресурсы, стоимость которых существенно превысит поступления, так как размер сбора не может быть очень высоким из-за статуса плательщика, а собираемость будет минимальной из-за вполне справедливых доводов неработающих граждан об отсутствии средств на выплаты, так как отсутствует источник их поступления.
Кроме того, с юридической точки зрения, труд является правом гражданина, а не его обязанностью, как это было во времена СССР, - говорит Валентин Островский. - А в таком случае, отсутствие работы не является основанием для выплат каких-либо сборов.
При рассмотрении вопросов о введении налогов для неработающих еще и необходимо учитывать, что достаточно существенное количество граждан не работает не потому, что не хочет, а потому, что рабочих мест недостаточно в регионе проживания, - подчеркивает он. - Мобильность граждан крайне низка из-за глобальной проблемы с обеспечением жилья в большинстве регионов. А в таком случае, предлагаемый налог начинает походить на историю с «налогом на воздух» из известного литературного произведения.