Автодилеры смогут укрепить позиции на рынке, увеличив долю продажи подержанных автомобилей
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за три первых месяца 2016 года упали на 16,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за первый квартал реализовано более 319 тыс. авто. Треть рынка удерживает группа AvtoVAZ-Renault-Nissan (падение продаж составило 20,9% к аналогичному периоду 2015 года). На втором месте Hyundai-KIA с долей рынка в 20% (падение в первом квартале на 17,7%). Третью строчку занимает Volkswagen Group с долей в 10,8% и падением на те же 17%. Для сравнения, продажи легковых авто в Европе за этот же период увеличились на 8% до 3,9 млн единиц и приблизились к показателям докризисного 2007 года.
Согласно прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ, анализирует рынок на основе данных производителей), в 2016 году российский авторынок составит 1,5 млн автомобилей, что на 4,7% меньше, чем в 2015-м. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер убежден, что «автомобильный рынок в РФ постепенно движется к тому, чтобы достичь дна после многих месяцев последовательного снижения». По его мнению, дальнейший прогресс зависит от макроэкономического окружения и последовательности усилий правительства по стимулированию спроса в ближайшие месяцы.
Как эксперты и участники рынка оценивают его состояние и перспективы?
Замедляемся, но не тормозим
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков считает, что отрасль продолжает переживать трудный период, появились новые вызовы:
— За минувшие два-три года рынок сократился почти вдвое, это привело к тому, что впервые за 20 лет количество дилерских предприятий в России сократилось. Кроме того, в 2015 году с рынка ушли некоторые автомобильные марки, например Chevrolet и Opel. Резко сократилось и количество моделей авто: если пару лет назад на рынке было более 500 моделей, то сейчас их осталось немногим более 300.
— За первые три месяца этого года количество официальных дилеров легковых автомобилей в РФ уменьшилось примерно на 6%, — подтверждает тенденцию сжатия рынка аналитическое агентство «Автостат». — По состоянию на апрель 2016 года в общей сложности насчитывается более 3,5 тыс. дилеров. Еще в январе нынешнего года их количество составляло примерно 3,8 тысячи. Сильнее всего сократились дилерские сети Opel и Chevrolet: за первый квартал они потеряли 87 и 42 дилеров соответственно. При этом у немецкой марки остались только сервисные центры, а у американской еще функционируют девять дилеров, занимающихся продажей и обслуживанием автомобилей Chevrolet премиального сегмента. На 25 автоцентров сократилась дилерская сеть у Changan, на 12 — у Honda, на восемь — у Great Wall, на шесть — у Geely, Lifan и SsangYong. Вместе с тем некоторые производители нарастили количество автосалонов. Например, АвтоВАЗ увеличил сеть на десять дилеров (всего 331 салон, имеет самую крупную сеть в стране). На восемь автосалонов больше стало у Hawtai, на четыре — у Ford.
По мнению главы РОАД, российский авторынок будет продолжать падать: «Возможности клиентов стали намного более скромными. Правительство отчасти помогает автомобильной отрасли, но этих мер недостаточно. Действуют три госпрограммы — льготного автокредитования и льготного лизинга, а также обновления парка автотранспортных средств».
По итогам первого квартала 2016 года количество купленных в кредит автомобилей (по информации 3,7 тыс. кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй) составило 100 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 65,7% (в первом квартале 2015 года — 60,4 тыс. единиц). Произошло существенное увеличение доли «кредитных» автомобилей в общем объеме автомобильного рынка — 37,3% от общих продаж в первом квартале 2016 года (в 1 квартале 2015 года — 22%). Действие программы льготного автокредитования существенно замедляет падение рынка, но, увы, не может полностью его остановить, подчеркивает Владимир Моженков.
Посмотрим на ситуацию в региональном разрезе. Статистики по субъектам нет. Но есть данные по федеральным округам. По оценкам «Автостата», по итогам первого квартала 2016 года рост рынка новых легковых автомобилей зафиксирован только в Северо-Кавказском (+8,9%) и Северо-Западном (+6%) федеральных округах. Уральский показал плюс 0,5% (всего продано 7,6 тыс. автомобилей) только по объемам продаж в марте (к аналогичному месяцу прошлого года). В столице УрФО Екатеринбурге (доля по стране — 2,1%) в январе-феврале 2016 года (более свежими данными мы не располагаем) продано 4 тыс. легковых машин. По данным Auto-Dealer-Екатеринбург, это на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в феврале рынок сократился на четверть: это падение стало самым «мягким» начиная с декабря 2014 года. Количество автосалонов в региональном центре сокращается: например, в апреле об уходе объявил Cadillac. Ближайшая точка продаж автомобилей этой компании переместится в Челябинск. В марте свердловский арбитраж признал банкротом «УралФрансАвто» (компания занималась реализацией и обслуживанием французских автомобилей в Екатеринбурге с 1999 года).
Ранее вице-президент РОАД Вячеслав Жигалов высказывал опасения, что обанкротиться в РФ в 2016 году могут до 1 тыс. дилеров — это четверть рынка: «Дилерские центры могут лишиться половины загрузки сервиса, а у них три четверти доходов формируется за счет сервиса. Существующая программа поддержки автопрома ориентирована на производителей и не учитывает начало и конец цепи — производителей сырья и сеть сбыта».
В Приволжском ФО (Большой Урал представлен Оренбургской областью, Башкирией, Удмуртией и Пермским краем) в марте нынешнего года рынок остался на точно таком же уровне, что и год назад — 22,7 тыс. авто. Региональные игроки надеются на стабилизацию и поднимают цены (в среднем на 1 — 5%), но готовятся к очередному падению. Задача максимум — сохранить объемы 2015-го. Так, Автотехсервис (официальный дилер Subaru в Башкирии) в 2015 году продал 170 автомобилей, а в этом старается «не растерять наработанное».
По мнению президента и исполнительного директора Mitsubishi в России Наоя Такаи, главная задача для дилера — оптимизировать расходную часть: «Кто-то сокращал персонал на 20 — 30%, кто-то урезал рекламные расходы — теперь у них структура прибыли значительно поменялась, и они все должны пережить 2016 год. У нас есть дилеры, которые по разным причинам ушли в «спящий режим». Как правило, это монобрендовые дилеры, на которых легла очень тяжелая финансовая нагрузка».
Подержаться за подержанное
Владимир Моженков считает, что дилеры вынуждены переформатировать бизнес-модель: «Они фиксируют спад продаж новых машин с марта 2013 года. Это привело их к решению скорректировать бизнес-модель и выйти на рынок подержанных машин».
Дилеры рассчитывают увеличить продажи подержанных авто в четыре раза за счет формирования Национальной базы автомобилей с пробегом. Проект представлен в апреле на Конвенции российских автомобильных дилеров. Для решения задачи роста продаж подержанных авто дилерам нужно обеспечить чистоту сделки. Создатели российской базы подержанных авто ориентировались на западный опыт развития подобных ресурсов.
В России рынок автомобилей с пробегом существует всего 25 лет, а, например, в США — с 1980-х. Там работает крупнейшая база автомобилей с пробегом CarFax и еще одна — BlueBook. В Европе есть база AutoCheck. Зарубежный опыт показывает, что автомобили, внесенные в базы, в итоге продаются на 10 — 20% дороже, чем машины, которых в базах нет.
Предполагается, что российский интернет-сервис по проверке данных подержанных автомобилей заработает в августе. Партнером проекта выбрана ГК «КарОператор». РОАД оставляет за собой функцию взаимодействия с госорганами, производителями и дилерами. Цель проекта — создать условия для развития цивилизованного рынка, чтобы забрать часть сделок по автомобилям с пробегом из серой зоны.
В российскую базу данных информация об автомобилях с пробегом будет попадать из нескольких источников. Это данные автопроизводителей, дилеров, страховых компаний и банков, а также госорганов. Все данные будут привязаны к идентификационному номеру транспортного средства (VIN). В результате будет создана единая база, в которой собраны истории десятков тысяч авто с момента их первой продажи до утилизации. Доступ к российской базе будет неограничен, любой желающий сможет по VIN проверить юридическую чистоту автомобиля, прохождение регулярных техосмотров, участие в крупных авариях.
Вице-президент РОАД Алексей Подщеколдин считает продажу машин с пробегом самым перспективным направлением на 2016 год: «Продажи подержанных машин обеспечивают больше маржи по сравнению с новыми, более высокую оборачиваемость склада. Кроме того, в случае с подержанными машинами нет необходимости содержать тестовый парк».
По данным «Автостата», в 2015 году дилеры продали 4,9 млн машин, это 8% от рынка бывших в употреблении машин. «У нас огромный потенциал роста, — рассказал Владимир Моженков. — Если бы в России дилеры продали 30% подержанных машин, как в Европе, то это бы дало прирост в 1 млн машин или по 350 единиц на одного дилера».
В июле начнется опытная эксплуатация системы. В тестировании будут участвовать 10 — 15 дилеров.
Авто в шоколаде
Российские дилеры Ford по итогам первого квартала 2016 года реализовали около 10 тыс. автомобилей, что на 87% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля рынка Ford в январе-марте составила 3% против 1,3% годом ранее. Российские дилеры Chery в марте реализовали 620 автомобилей, что на 37% выше показателя годичной давности. По итогам первого квартала 2016 года продажи марки в России составили 1343 машины (+23%).
Большинство позиций в десятке лидеров продаж занимают машины отечественного производства. По данным Росстата, за три месяца 2016 года с российских конвейеров сошло 249 тыс. легковых автомобилей — это на 26,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.