Объемы железнодорожных грузоперевозок являются индикатором объемов производства и потребления в Китае.
Причем, речь идет не только о сельскохозяйственном, строительном и т.
д. секторах, но и потребительском. Таким образом, объемы
железнодорожных грузоперевозок являются также показателем объема
потребительских расходов.
И, увы, объем железнодорожных грузоперевозок падает: в первом квартале этого года он может вернуться на уровень 2007 года.
Пока экономика Китая оставалась достаточно сильной, объемы
железнодорожных грузоперевозок стремительно росли. Например, в 2010 году
их объем подскочил на 10,8% по сравнению с годом ранее. В 2011 году он
вырос на 6,9%. В целом, в период с 2005 по 2011 год он поднялся на 44%!
Пик роста пришелся на 2011 год. В 2012 году было зафиксировано
незначительное снижение, в 2013 году показатель остался на том же
уровне. Но в 2014 году падение составило 5,8%. А в 2015 году объем упал
на 10,5% до 3,4 млрд тонн, что стало самым большим годовым спадом
когда-либо зафиксированном в Китае.
Это был тот год, о котором официальное издание Компартии Китая People’s Daily отозвалось таким вот элегантным образом:
На фоне жилищного спада, снижения внутреннего спроса и
неустойчивого экспорта экономика Китая в 2015 году выросла лишь на 6,9% в
годовом исчислении. Это самый слабый показатель за последние 25 лет.
Однако, как считают авторы популярного экономического блога Wolf Street, в этих данных нет места истине.
Выходит полная ерунда — объем железнодорожных
грузоперевозок падает на 10,5% в 2015 году, а экономика по-прежнему
растет на 6,9%? Да ладно!
Как сообщало китайское деловое издание Caixin, центральные
планировщики Китая намеревались увеличить объемы железнодорожных
грузоперевозок до 4,2 млрд тонн к 2020 году. Среднегодовой темп роста
предполагался на уровне в 4,3%. Таким образом, это снижение не является
частью запланированного перехода к экономике потребления. Они
категорически против этого или вообще какого-либо другого сценария
развития событий.
А потом наступил первый квартал 2016 года. Объем железнодорожных
грузоперевозок упал на 9,4% в годовом исчислении до 788 млн тонн,
сообщают данные Китайской железнодорожной корпорации. В этом случае,
объем железнодорожных грузоперевозок в 2016 году будет снижен на 20% по
сравнению с 2014 годом, когда уже наблюдался спад. В 2016 году объем
останется в конечном итоге на уровне 2007 года!
Китай, отягощенный вялым внутренним спросом, безудержным наращиванием
избыточных производственных мощностей, снижением инвестиций, огромной
кучей долгов и миллионом других внутренних проблем, возможно, пытается
перейти от производственной экономики к экономике потребления.
Однако даже потребительские товары нуждаются в перевозке, даже те,
которые приобретаются в интернете! Только услуги не нуждаются в
транспорте. Но вряд ли продажи услуг выросли за последние два года до
такой степени, чтобы они хотя бы наполовину восполнили спрос на товары,
доставляемые по железной дороге.
Всемирный банк спрогнозировал рост китайской экономики на 6,7% в 2016
году, МВФ — на уровне 6,5%, причем, оба опираются на данные,
опубликованные китайским правительством. Ну и чей кул-эйд они пили?
Это сделало бы 2016 еще одним годом, когда железнодорожные
грузоперевозки опустились бы до унылых 10% или около того в то время как
экономический рост взлетел бы почти на 7% — что сделало бы Китай одной
из наиболее быстро растущих экономик в мире. Что-то не сходится в этих
запутанных, навязанных государством расчетах.
Добавьте к этому основные глобальные риски: никто не знает, что
происходит со второй по величине экономикой в мире, возможно, даже само
китайское правительство. И, возможно, почти все завышают показатели
роста экономики Китая и спрос страны на глобальные товары.
После долгих лет больших повышений заработной платы в Китае, феномен
дешевой рабочей силы подходит к концу. Стоимость рабочей силы выросла,
производственная база мигрирует в страны с дешевой рабочей силой, в
результате чего в китайских городах становится сложнее найти работу для
мигрантов. Они возвращаются в свои деревни. Это создало Китаю огромные
проблемы – именно тогда, когда ее обремененная долгами экономика может
меньше всего себе это позволить.
Вернуться назад
|