Китай
открыл регулярный грузовой маршрут из своей северо-восточной провинции
в Южную Корею с транзитом через Владивосток. Власти РФ пока ищут
разработчиков бизнес-концепции будущего транспортного коридора. А
китайцы тем временем объединяют свои проекты "Шелкового пути" на
территории РФ.
В прошлую среду китайский поезд с сотней грузовых
контейнеров отправился из города Суйфэньхэ в российский порт
Владивосток. Из Владивостока контейнеры морским путем "примерно через
шесть дней будут доставлены в порт Пусан", сообщает Синьхуа. Город
Пусан – это второй после Сеула город Кореи, который называют морской
столицей страны.
Грузовой поезд по новой сухопутно-морской линии
будет отправляться еженедельно, объявил комитет по реформам
северо-восточной провинции КНР Хэйлунцзян. Административный центр
провинции – город Харбин, который был основан русскими в конце XIX века
в качестве железнодорожной станции.
Протяженность маршрута
Харбин–Суйфэньхэ–Владивосток короче по сравнению с маршрутом
Харбин–Далянь, что позволяет сократить время доставки в среднем на
два-три дня, сообщил гендиректор транспортной компании из Суйфэньхэ
Фань Цзичжун. Срок доставки грузов с северо-востока Китая в Корею
сократится до четырех дней, а в Японию – до пяти дней.
Власти
провинции Хэйлунцзян уже открыли движение по железнодорожному маршруту,
соединяющему Харбин с Москвой и другими городами Европы через
Маньчжурию, напоминает "Синьхуа". Таким образом, грузовые контейнеры
теперь смогут проследовать из Японии или Кореи через Харбин и Москву в
Западную Европу. Этот маршрут – часть экономического коридора
Китай–Монголия–Россия. Он воплощает стратегию Китая "Экономический пояс
Шелкового пути и морской Шелковый путь XXI века".
Пока китайцы
осваивают транзитный маршрут через Владивосток, российские чиновники
обещают найти инвесторов для транспортного коридора "Приморье-1", прямо
по которому начали циркулировать китайские грузовые поезда. В конце
января глава Минвостокразвития Александр Галушка сообщил ТАСС, что
транспортные коридоры в Приморье будут финансировать банк БРИКС, фонд
"Шелкового пути", Евразийский и Азиатский банки. Галушка сообщил, что
финансово-экономическую модель для этих транспортных коридоров готовят
экономисты группы McKinsey.
В конце марта эксперты McKinsey
представили свои оценки необходимых инвестиций. Для коридора
"Приморье-1", в частности, потребуется около 135 млрд руб. Основная
часть этих денег должна пойти на строительство и реконструкцию
автодорог. Однако китайцы не торопятся со строительством дорог в России
– они пытаются использовать существующую железнодорожную
инфраструктуру.
Эксперты McKinsey предсказывают, что грузопоток
китайских грузов через порты Приморья к 2030 году достигнет 45 млн т в
год. И это увеличит налоговые поступления в бюджет почти на 6 млрд руб.
Однако сегодня о миллионах тонн китайских грузов речь не идет.
Нетрудно подсчитать, что еженедельный поезд с сотней контейнеров
обеспечит грузопоток лишь в четверть миллиона тонн в год в прямом и
обратном направлении.
Между тем эксперты не видят противоречий
между российскими замыслами и китайскими практическими действиями.
"Китайцы фактически подталкивают нас к реализации наших же планов", –
считает предправления Российско-китайского центра Сергей Санакоев. По
его словам, китайцы готовы строить в России инфраструктуру и дороги,
причем за собственные деньги. Пока транзитный грузопоток действительно
очень скромный. Но здесь под лежачий камень вода не течет. Потоки
грузов будут нарастать по мере освоения этого маршрута, уверен
Санакоев. |