ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Крайний срок для алкоголя

Крайний срок для алкоголя


2-04-2016, 09:58. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Крайний срок для алкоголя

Игорь Генералов/ТАСС

Росалкогольрегулирование напомнило участникам рынка, что отсрочка фиксации данных о закупке алкогольной продукции в системе ЕГАИС для организаций розничной торговли истекает 31 марта текущего года. Данный период был предусмотрен постановлением правительства от 29 декабря 2015 г. № 1459. Обязанность по подключению организаций розничного звена к системе ЕГАИС закреплена в отраслевом законе №1 71-ФЗ.

Согласно данным Росалкогольрегулирования, Татарстан стал первым регионом России, на территории которого 100% организаций розничной торговли алкогольной продукции подключены к ЕГАИС. Наибольший процент организаций розничной торговли, работающих в системе по состоянию на 22 марта 2016 года, зафиксирован в Липецкой (94,96%) и Сахалинской (94,24%) областях.

Ранее участники рынка заявляли, что включение продавцов алкоголя в систему ЕГАИС не привело к срыву поставок алкоголя в рознице, хотя система отработана не до конца и порой "зависает", а некоторым игрокам рынка пришлось вводить значительный объем данных в ручном режиме. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на мнение участников розничного рынка.

По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), многие ритейлеры в начале года столкнулись с проблемой: необходимостью ввода информации о реализуемом алкоголе в ручном режиме. "Мы связались с крупнейшими компаниями - были небольшие проседания (в работе системы) в первых числах января. Довольно большие объемы информации приходилось вводить вручную" - сообщил глава президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев, добавив, что ассоциация общалась по этому поводу с X5 и "Магнитом".

При этом проблема коснулась не только товарных остатков (в системе надо зафиксировать весь нераспроданный до 1 января алкоголь), но и новых отгрузок продукции. Однако " катастрофы нет" и к перебоям с поставками алкоголя данная ситуация не привела, заверил Ломакин-Румянцев.

На внедрение и наладку ЕГАИС в каждом розничном предприятии было отведено довольно много времени — соответствующие поправки приняли в середине прошлого года, оптовики уже применяют эту систему учета с начала 2016 года, отмечает руководитель направления финансовых рынков центра "Общественная дума" Дмитрий Липатов. Так что технических трудностей с подключением быть не должно — необходимо лишь приобрести и установить специальное оборудование, наладить передачу данных и проинструктировать персонал о некоторых изменениях в работе. Стоимость специального оборудования, учетной программы и электронной подписи не превышает 6-8 тыс. рублей, для его работы необходим еще компьютер с выходом в интернет, так что затраты на оснащение одной торговой точки не выглядят совсем уж огромными.

Вообще, указывает эксперт-аналитик MFX Broker Александр Гриченков, исходя из целей системы ЕГАИС подключение к ней розницы было логичным и необходимым шагом. Если ставится задача контролировать весь оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции в стране, то контролем должна быть охвачена и розница, причем не только «на входе», то есть, объясняет он, в момент закупки товара, но и «на выходе», в момент его продажи конечному потребителю.

Однако насчет того, что система будет работать хорошо, а главное, выполнит свои цели, есть определенные сомнения. «Вполне может случиться так, что эта система, особенно на первом этапе, создаст серьезные проблемы для несетевой розницы, особенно в сельской местности», – говорит Александр Гриченков. Да, крупные сети к новшествам практически готовы: они могут себе позволить как приобретение оборудования и ПО, так и содержание штата специалистов для его обслуживания. Но для маленького продуктового магазинчика в небольшом поселке подключение к ЕГАИС может стать просто катастрофой: расходы на подключение для такой торговой точки становятся тяжелым бременем, да и обеспечить стабильное подключение к интернету, а также найти сотрудника, обладающего необходимым уровнем компьютерной грамотности, может стать невыполнимой задачей.

К чему это приведет? Как известно, доля алкогольной продукции составляет от трети до половины выручки среднестатистического продовольственного магазина, указывает эксперт. Для многих точек отказ от продажи алкоголя будет означать потерю рентабельности. Это означает, что они будут или закрываться, или торговать алкоголем нелегально. И в том, и в другом случае стимулируется нелегальное производство и реализация алкоголя. То есть получается обратный эффект: хотели с помощью ЕГАИС положить конец нелегальному обороту, а в результате только его стимулируем.

Проблемы могут возникнуть и у тех, кто не смущается продавать поддельный алкоголь — по статистике, каждая третья бутылка на прилавках магазинов произведена незаконно, считает Дмитрий Липатов. Данные о таких продажах никак не смогут попасть в учетную систему, и в отчетности проявятся неувязки. Еще одним возможным осложнением может стать техническая неготовность системы: подобный сбой был в январе этого года, и тогда в течение целого дня никто не мог ни ввести данные о поступлениях, ни отразить продажи. Но такие моменты везде могут случаться, поэтому Росалкогольрегулированию необходимо быть готовым оперативно решать такие вопросы.

Для рынка нововведение будет означать увеличение доли «сетевиков» на алкогольном рынке, а для бюджета – сокращением налоговых поступлений из-за падения объемов продаж, полагает Александр Гриченков. По его прогнозам, в этом году объемы легальных продаж алкоголя в стране упадут где-то на 15%. Но, задается вопросом эксперт, может быть, власти надеются восполнить недостаток поступлений в бюджет с помощью штрафов за нарушение новых правил торговли алкоголем?


Вернуться назад