В области производства мяса импортозмещение в России, как оказалось, идет опережающими темпами: страна не только накормила себя свининой и птицей, но и готовится выйти на внешние рынки. Осталось обеспечить экспорт технологически и юридически, если же сделать это в короткие сроки не удастся, производство вновь может резко упасть.
Отечественные производители мяса уже в этом году могут выйти на ключевые рынки Азии – Китай и Южную Корею, предварительно «потренировавшись» в Закавказье. Экспорт является для них хорошей возможностью поддержать обороты в ситуации, когда насыщение внутреннего рынка мясом собственного производства в ряде сегментов приблизилось к стопроцентному. Однако в борьбе за Китай и другие азиатские страны российским компаниям придется жестко конкурировать с производителями из Евросоюза и Латинской Америки, которые на своих внутренних рынках сейчас сталкиваются с теми же проблемами, что и Россия.
Внешние аргументы
«Если интенсивно работать, тогда эту работу в этом году могут завершить», - заявил вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович в ходе недавнего Азиатского экономического форума в китайском Боао, комментируя перспективы экспорта мяса из России в КНР.
Основная задача на данный момент заключается в сертификации российских предприятий и получении необходимых разрешений. Зампред правительства также сообщил, что в течение 2016 года планируется завершить и процедуру утверждения сертификатов для экспорта российского мяса и зерна в Южную Корею.
Об интересе к поставкам мяса в Китай и другие азиатские страны (Иран, Ирак, Турция, Вьетнам) Россия заявила еще в конце 2014 года, когда из-за санкционной войны были заморожены переговоры с Евросоюзом, Канадой и Японией. Спустя год, после визита в КНР премьер-министра Дмитрия Медведева была создана специальная рабочая группа.
«Работа на китайское направление ведется непрерывно», - заверил в середине февраля заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин.
Следующим шагом в этом направлении станет визит на российские птицеводческие предприятия китайских экспертов, который должен состояться уже в апреле.
Основных аргументов в пользу наращивания мясного экспорта, как минимум, три. Во-первых, Россия за достаточно короткий срок смогла обеспечить импортозамещение в двух сегментах мясного рынка – птице и свинине. На недавнем совещании по развитию животноводства в Минсельхозе были названы следующие данные: за последние четыре года общий объем импорта мяса в Россию сократился в два раза, а самообеспеченность в 2015 году достигла 88,4%, что выше целевого индикатора, заложенного в государственной программе. В частности, по свинине уровень самообеспеченности составил по итогам прошлого года 94,4%, а по мясу птицы – 97%. С 2007 по 2015 годы объем импорта свинины сократился с 917 до 300 тысяч тонн, а в этом году планируется дальнейшее падение – до 200 тысяч тонн.
Между тем, полное импортозамещение не является пределом мечтаний крупных российских агрохолдингов – их инвестпрограммы ориентированы на производство существенно больших объемов, чем внутренний рынок способен «переварить». Об этом представители агробизнеса сообщили министру сельского хозяйства Александру Ткачеву еще в прошлом году – на первом всероссийском Форуме продовольственной безопасности, состоявшемся в Ростове-на-Дону. В частности, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин заявил, что единственный смысл наращивания дальнейших инвестиций в свиноводство – это именно экспорт, а президент холдинга «Мираторг» Виктор Линник призвал Минсельхоз более активно включаться в работу по открытию внешних рынков.
Вторым соображением, которое заставляет производителей делать ставку на экспорт, является падение внутреннего спроса на мясопродукцию. Из-за экономического кризиса покупательная способность россиян заметно снизилась: например, пик потребления свинины в РФ - 3,267 млн тонн - пришелся на 2013 год, но в прошлом году объемы сократились до 2,929 млн тонн.
Падение спроса уже сказывается на финансовом состоянии производителей. На недавно прошедшей в Краснодаре конференции региональных мясопереработчиков практически все выступающие констатировали, что мощности в отрасли недозагружены, а это влечет за собой значительные убытки. Ряд крупных мясокомбинатов Кубани вообще оказались в состоянии банкротства, некоторые предприятия сообщают о возможном сокращении персонала. Похожая ситуация сложилась и в ряде других регионов. Например, в Калининградской области в январе-феврале производство мяса и мясопродуктов упало сразу на 40% в сравнении с тем же периодом прошлого года, а в Нижегородской области – на 21% за год в целом. В этой ситуации экспорт мог бы стать если не спасением, то возможностью поддержать ликвидность на приемлемом уровне.
Наконец, третьим фактором является значительное снижение курса рубля в сравнении с досанкционным периодом.
«Сейчас присутствует большой интерес к российскому мясу со стороны стран Закавказья, который объясняется курсовой разницей. Поэтому наша продукция очень конкурентна», - сообщил на краснодарской конференции мясопереработчиков начальник отдела по продаже продукции холдинга «„Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева» Александр Семеренко.
Правда, по его словам, всех производителей, которые смотрят на экспортные рынки, в данном случае интересует вопрос, какой из курсовых трендов считать долгосрочным, учитывая, что рубль за последние недели вновь заметно укрепился.
За волю к свинине
Наиболее перспективным внешним рынком для российских производителей выглядит Юго-Восточная Азия – Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Филиппины, в перспективе Вьетнам, но прежде всего – Китай. Именно КНР является крупнейшим в мире потребителем свинины, без которой невозможно представить традиционную китайскую кухню. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, средний китаец съедает в год 39 кг свинины – в пять раз больше, чем в конце 1970-х годов, когда в КНР начался устойчивый рост потребления мяса. С тех пор, согласно информации американского Института политики в отношении Земли, потребность Китая в свинине выросла с 7,5 до 50 млн метрических тонн – последняя цифра более чем в пять раз превосходит годовой объем потребления в США.
Несмотря на громадный объем собственного производства (ежегодно в Китае забивается более 700 млн голов свиней, или примерно половина мирового объема) полностью обеспечивать внутренний спрос КНР не планирует. Одна из причин этого – огромный ущерб, который свиноводство наносит окружающей среде. В год эта отрасль производит примерно 5 млрд тонн отходов, и является в Китае главным источником загрязнения воды. Поэтому с каждым годом Китай увеличивает импорт мяса – c 2007 по 2015 годы он вырос с 182 до 845 тысяч тонн в год, то есть, в 4,6 раза. Основными поставщиками выступают страны с избыточными производственными мощностями. Например, Испания, по данным издания El Mundo, в 2015 году экспортировала в КНР свинины на 327 млн евро. Крупные поставки были сделаны также в Японию, Южную Корею, Гонконг и Филиппины. В целом испанский экспорт свинины вырос в прошлом году на 8,4%, а годом ранее – на 22%. Причина проста: в стране уже много лет наблюдается серьезное перепроизводство, собственное потребление из-за экономического кризиса не растет, и в результате мясо приходится отправлять на внешние рынки. В настоящий момент на экспорт уходит порядка 48% испанской свинины.
В похожей ситуации оказалась Бразилия – еще один крупный игрок мирового рынка. В прошлом году там были зафиксированы рекордные объемы убоя свиней и птицы – соответственно, 39 млн и 5,7 млрд голов. Наращивать производство бразильских производителей также подталкивает ослабление курса национальной валюты – реала. В частности, вывоз свинины из Бразилии в прошлом году увеличился на 13%, при этом производители также нацелены на Азию. В настоящее время в завершающей стадии находятся переговоры об открытии для бразильской свинины рынка Южной Кореи, что может принести стране более 150 млн долларов.
На фоне ведущих мировых экспортеров мяса Россия смотрится пока что скромно. В прошлом году, по данным руководителя портала аграрной аналитики Agro2b Леонида Соболева, отечественные производители вывезли всего 10-15 тысяч тонн свинины и 70 тысяч тонн мяса птицы. С одной стороны, это капля в море мирового экспорта, с другой, прецедентное событие, поскольку ранее российский сельхозэкспорт главным образом ограничивался зерном. Но перспективы в новом сегменте напрямую зависят от того, насколько активные усилия будут прилагать власти по открытию новых рынков.
Не менее важен вопрос экспортной инфраструктуры. «Трудно сказать, где Россию ждут, а где нет. В любом случае освоение экспортных рынков – это тяжёлый труд, - говорит Леонид Соболев, приводя в пример такую типичную страну экспортного сельского хозяйства, как Уругвай. -
«Для того, чтобы это небольшое государство превратилось в одного из мировых лидеров по экспорту говядины, пришлось решить огромное количество вопросов, связанных с организацией и сертификацией хладобоен, объединением скотоводов и переработчиков в реально действующие отраслевые союзы, продвижением через них новых стандартов производства, организацией свободных экспортных и производственных зон. Всё это происходило на протяжении многих десятилетий и требовало не только административного ресурса, но и долговременной стратегии и существенных вложений».
С этой точки зрения, по мнению аналитика, Юго-Восточная Азия выглядит для российского мяса долгосрочной перспективой, поскольку основные проблемы выхода на этот рынок очевидны – это расстояния, которые удорожают логистику и затрудняют налаживание деловых отношений. А первой ступенью для экспорта российского мяса могут стать уже упомянутые страны Закавказья. Их спрос, полагает Соболев, обеспечит рост экспортной инфраструктуры (складов, портов-холодильников, баз автомобильных рефрижераторов), которая пригодилась бы для освоения более дальних рынков. Хорошие возможности (прежде всего, для экспорта мяса птицы), открывают и страны Ближнего Востока, особенно для российских республик с преобладанием мусульманского населения, поскольку при продвижении пищевой продукции в этом регионе большую роль играет не только качество, но и культурно-религиозная составляющая (проще говоря, мясо должно быть халяльным).