ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Виктор Ивантер: мы не всегда замечаем экономическое чудо

Виктор Ивантер: мы не всегда замечаем экономическое чудо


8-03-2016, 10:05. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Виктор Ивантер: мы не всегда замечаем экономическое чудо

Намечается «отчаянный» поворот экономической политики

Известный экономист Яков Миркин сообщил в своем блоге как «утечку из первых рук», что «премьер своей подписью (поручение от конца февраля 2016 г.) собрал вместе: а) президиум «Столыпинского клуба», б) экспертов, в) Минфин, Банк России, Минэкономразвития и др. федеральные ведомства (замы руководителей). Для чего? Чтобы доработать «концепцию программы «Экономика роста».

С одобрения автора блога «Эксперт Online» цитирует состав группы от «Столыпинского клуба»: Борис Титов – соруководитель рабочей группы, Анастасия Алехнович («Деловая Россия»), Алексей Голубович (Арбат-Капитал), Антон Данилов-Данильян («Деловая Россия»), Владислав Жуковский («Риком»), Евгений Ивановский («Транскапиталбанк»), Яков Миркин («Еврофинансы»), Сергей Недорослев («Деловая Россия»), Дмитрий Пономарев («En+GROUP»), Владимир Сенин («Альфа-Банк»).

На сайте правительства поручение отсутствует, но РБК сообщал, что в пресс-службе премьер-министра Дмитрия Медведева подтвердили его наличие. Как пишет Яков Миркин, завотделом международных рынков капитала ИМЭМО: «Это отчаянная попытка выработать либеральную, рыночную, прагматичную альтернативу официальной политике «экономики запретов» и «дележа сжимающегося пирога». Той самой политики, которая ведет нас всех вниз, к огосударствлению, к командной экономике, к нарастанию всех видов социальных рисков.

Цель – открытая, рыночная социальная экономика, с быстрыми темпами роста, проходящая модернизацию, поддерживающая высокую продолжительность и качество жизни всех нас. Это официальная цель программы «Столыпинского клуба».

Это возможно?

На основе этой программы «Эксперт Online» сформулировал несколько вопросов, на которые попросил ответить академика, директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Эти вопросы таковы:

Можно ли в принципе совместить идеи "Экономики роста" с существующей политикой кабинета? Отказ от "таргетирования инфляции" в пользу "таргетирования ВВП" не зависит от премьера, это прерогатива ЦБ, или и на ЦБ можно повлиять?

Почему именно эмиссионное стимулирование вызывает наибольшее отторжение оппонентов идей стимулирования экономического роста, в том числе "Экономики роста"?

Какие из идей «Клуба» наиболее реализуемы?  

Реально ли достижение 10% в год экономического роста?

  Отвечая на вопросы «Эксперт Online», Виктор Ивантер сказал:

- Экономическая политика в стране определяется не кабинетом министров, а президентом. Есть не только прямые, но и косвенные методы влияния этой политики на Центральный банк, - говорит Виктор Ивантер. - Поэтому сейчас проблема не в том, можно ли повлиять на ЦБ или нельзя, а вопрос в том, примет ли президент такой переход от политики таргетирования инфляции в пользу политики таргетирования ВВП.

Чем это определяется? Первое убеждение в том, что если мы переходим к таргетированию ВВП, то будет расти именно ВВП, а инфляция будет снижаться. Вторая проблема - это проблема эмиссионного стимулирования. Почему она отторгается оппонентами? Потому что оппоненты просто не понимают, что такое эмиссия: они считают, что если деньги выпускаются под обеспечение валютных резервов, то это не эмиссия. Это эмиссия. И последствия, связанные с ростом цен определяются не тем, под какое обеспечение выпущены деньги, а тем, что вы с ними делаете. Если они вкладываются эффективно, то никакого роста цен быть не может. А если не эффективно, то они конечно не сразу, но постепенно могут привести к разгону инфляции.

- Вопрос существенный о реализуемых мерах, - продолжает академик Ивантер. - Дело в том, что на мой взгляд, основное преимущество мер, предложенных Столыпинским клубом,  заключается в том, что они носят системный характер. То есть, это не просто набор отдельных мер, это системный набор мер и воздействий, которые должны привести к определённым результатам. Одна, две или три меры, выдернутые из этого списка, такого результата дать не могут. Это не значит, что все меры, обозначенные здесь, должны действовать  одновременно. Но по крайней мере, я подчёркиваю, речь идёт не об отдельных мерах, а о системе мер.

Отвечая на вопрос о том - реально ли достижение 10 процентного роста? - Виктор Ивантер сказал:

- Если мы говорим о постоянном 10-процентном росте, то это конечно нереально. Но сегодня же мы упали очень. Поэтому все зависит от того, какая база. При нынешней базе экономический рост в 10 % совершенно реален. Это мы говорим о экономическом росте в целом. Если мы говорим о росте в отдельных отраслях, которые определяют качество экономического роста, совершенно ясно, что добывающая промышленность не может расти такими темпами, это нереально, а вот обрабатывающая  промышленность может. Я хочу здесь привести один пример "экономического чуда". "Российского экономического чуда". С 2010-го по 2014 г. производства в убойном весе мяса птицы выросло более чем на 40 %, а прирост свинины за это же время вырос на 25 %. Уже сегодня мы не только готовы к экономическому чуду, в ряде случаев уже производим его, но не всегда это чудо замечаем.

О программе

Программа «Столыпинского клуба» стала, насколько известно, предметом встречи Дмитрия Медведева и бизнес-омбдусмена Бориса Титова, который является ее соавтором. Программу поддерживает также Либеральная платформа партии «Единая Россия». Основные идеи ее экономической программы, касающиеся повышения доступности кредита, снижения налогов, индустриализации - вошли и в программу «Клуба».

Она содержит следующие положения:

- эмиссионное стимулирование (количественное смягчение, повышение доступности кредита);

- налоговый зачет на 25% от стоимости оборудования (по НДС, налогу на прибыль и/или налогу на имущество и землю);

- ускоренная амортизация оборудования отечественного производства;

- регрессивная шкала социальных страховых платежей в зависимости от уровня производительности труда;

- вывод из-под налогообложения всех расходов на НИОКР;

- снижение страховых платежей, налога на прибыль, НДС;

- увеличения налогов на потребление и сырьевую ренту;поддержание заниженного курса рубля;

- перечисление экспортерами налогов в бюджет в иностранной валюте;

- введении налога на покупку валюты для компаний (кроме импортеров) и другие меры "валютной делиберализации", вкл. налог на операции конвертации;

- трансформация естественных монополий в рыночные инфраструктурные компании (с ограничением индексации тарифов на три-четыре года);

- «новая индустриализация» — импортозамещение в АПК, автомобилестроении и высокотехнологичном машиностроении, стройматериалах, экспорте; продуктов ВПК, химпромышленности, глубокой переработке сырья;

- развитие жилищного строительства;

- развитие инфраструктурных проектов;

- развитие конкуренции.


Вернуться назад