Рыночная реновация грузового вагонного
парка затруднена, поэтому государство будет ограничивать срок службы
вагонов и субсидировать покупку новых. Преодолеть мощностной пузырь у
производителей поможет экспорт. К уже освоенным рынкам Казахстана и
Азербайджана добавится Иран
Россия будет расширять свой несырьевой экспорт. Во всяком случае,
именно такая цель была поставлена на прошедших недавно правительственных
совещаниях. В Твери (там расположен Тверской вагоностроительный завод —
единственный в стране производитель пассажирских вагонов) под
руководством главы правительства Дмитрия Медведева и министра промышленности и торговли Дениса Мантурова собрались вагоностроители. А в Магнитогорске, одном из крупнейших отечественных центров черной металлургии, вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание с металлургами.
Меры государственной поддержки вагоностроения будут включать в себя
введенный с начала этого года запрет на эксплуатацию вагонов с
продленным сроком службы и субсидирование инвестиционных проектов по
производству «инновационных» грузовых вагонов. Не обойдут вниманием и
потребителей вагонов — перевозчиков. Предполагается возмещать операторам
часть стоимости новых вагонов — на эти цели в бюджет заложено 7 млрд
рублей (примерно по 300 тыс. руб. на вагон), и ожидается, что будут
разработаны меры по тарифному стимулированию покупки вагонов. Сейчас,
напомним, уже действует скидка на порожний пробег для вагонов нового
поколения.
В Магнитогорске речь шла о стимулировании внутреннего спроса на сталь
через поддержку потребителей металлопродукции: автопрома, транспортного
машиностроения, сельхозмашиностроения и строительной отрасли.
Кроме того, Аркадий Дворкович пообещал металлургам оказать всяческое
содействие экспорту их продукции, как при реализации совместных
инвестиционных проектов в других странах, так и через поиск компромиссов
с зарубежными государствами в вопросах антидемпинговых расследований.
Надежда на рост
Транспортное машиностроение уже не первый год пребывает в кризисе.
После бурного роста 2000-х, когда вагоностроители ставили рекорды по
объемам производства, наступил резкий спад. Рынок оказался затоварен, на
железнодорожных путях образовался колоссальный профицит подвижного
состава. Уже в 2014 году это привело к сильному спаду спроса на новые
вагоны и, как результат, к падению объемов производства.