Конгресс США дал зеленый свет администрации Обамы одобрить реформу МВФ, которая даст Китаю и другим развивающимся экономикам больше возможностей влиять на принятие решений
В тексте нового закона о расходах, принятого в среду конгрессом, есть разрешение администрации Обамы проголосовать за план реформ МВФ, который пылится из-за позиции развитых стран и, главным образом, Америки с 2010 года и который стал главной причиной недавнего обострения отношений между Фондом и Вашингтоном.
Речь идет об удвоении квот или взносов членов МВФ и о соответственном перераспределения голосов, которое даст таким странам, как Китай, Индия и т.д., больше прав и возможностей. После проведения реформ количество голосов КНР в МВФ, к примеру, вырастет с нынешних 3,8% до 6. Количество голосов США уменьшится, но очень незначительно: с 16,7 до 16,5%. Кроме этого, Вашингтон сохранит право вето.
Больше всего от реформы потеряют европейские экономики, количество голосов которых сократится. Бельгия, к примеру, потеряет 0,59%; Нидерланды – 0,34%; Франция и Великобритания - по 0,28% голосов; Швейцария – 0,24%.
Еще больше голосов лишится Саудовская Аравия. Неофициальный лидер ОПЕК потеряет 0,83%. Китай станет таким образом третьей страной МВФ по количеству голосов после США и Японии. Она будет отставать от Японии всего лишь на 0,07%. К Китаю и России, которые и сейчас входят в первую десятку членов МВФ по количеству голосов, после проведения реформ присоединятся Индия и Бразилия. Они заменят в десятке Канаду и Саудовскую Аравию. Россия переместится с 10 на 9 место.
Америка сама пять лет назад инициировала начало реформы, чтобы, с одной стороны, сделать приятно Китаю, а с другой, удержать его в Бреттон-Вудской финансовой системе. Республиканцы в конгрессе отказывались утвердить план реформ, опасаясь ослабления влияния США в МВФ и одновременного усиления КНР. Большинство аналитиков считают, что изменить позицию конгрессменов заставила решительная позиция Китая, который начал создавать альтернативные финансовые структуры типа Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB). Только сейчас, когда стало ясно, как много стран, в т.ч. и союзников США из Европы, вошли в AIIB, в Вашингтоне, похоже, поняли, что ошиблись.
Ослабляя одно противоречие, американские законодатели создали другое. Они проголосовали за то, чтобы Конгресс США играл бы большую роль в одобрении чрезвычайных займов МВФ. Кроме этого, конгрессмены хотят, чтобы США настаивали на отмене «системных привилегий», созданных в 2010 году для того, чтобы МВФ мог участвовать в оказании помощи Греции вместе с Европой.
Белый дом обязан информировать конгресс как минимум за 7 дней до голосования в МВФ по вопросам выделения кредитов, которые значительно больше или меньше обычных. Конгрессмены также хотят выяснить, не должен ли МВФ требовать при выделении таких кредитов гарантии или залог. В случае с Грецией, к примеру, Афинам перед получением помощи от МВФ пришлось бы передать большие объекты инфраструктуры типа морских портов и аэропортов, электростанций и т.д.
После того, как США одобрят реформы 2010 года, в МВФ начнется следующий раунд обсуждений дальнейших перемен. Скорее всего, речь будет идти об увеличении количества голосов развивающихся экономик.
Менее трех недель Пекин значительно повысил свой авторитет в МВФ после того, как юань был включен 30 ноября в корзину резервных валют.
Страсти в МВФ кипят. Развивающиеся экономики не скрывают своего недовольства засильем Европы и Америки и не хотят участвовать в таких подозрительных, с их точки зрения, операциях, как спасение Греции или, скажем, Украины. После того, как развивающиеся страны увеличат количество голосов за счет европейских экономик, им станет легче бороться с таким, по их мнению, разбазариванием средств Фонда.
Крупнейшие держатели долей в МВФ, текущие и будущие