ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > 100 дней в ЕАЭС. Опыт Киргизии

100 дней в ЕАЭС. Опыт Киргизии


2-12-2015, 09:04. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

20 ноября истекли первые сто дней с момента полноправного членства Киргизии в ЕАЭС. Впереди ещё одна дата – в декабре 2014 года на заседании Высшего евразийкого экономического совета был подписан договор о вступлении Киргизии в ЕАЭС. Почему же только сто дней? До августа 2015 года продолжалось согласование технических моментов, а 12 августа президенты Киргизии и Казахстана на КПП “Ак-Жол-автодорожный” объявили об открытии границ между республиками и начале действия единого таможенного тарифа.

Конечно, 3 месяца – срок явно не достаточный для полноценного анализа результатов вступления республики в ЕАЭС. Поэтому остаётся удовлетвориться основными тенденциями и первыми наиболее яркими результатами.

Период “мутной воды”

Как сообщают среднеазиатские СМИ, первые дни существования Киргизии в рамках единого таможенного пространства предсказуемо стали временем неразберихи. Той самой, что так стимулирует мелкие и крупные гешефты. Оказалось, что ряд ходовых товаров (бензин, мука, куриные яйца) в Казахстане стоят гораздо дешевле. Так, выгода на 1 литре бензина составляла примерно 12 рублей, т.е. без малого 650 тыс рублей на одном 40-тонном бензовозе. Введение Казахстаном плавающего курса тенге только подстёгивали эту торговлю Поэтому для усмирения внезапного “окна возможностей” правительство Киргизии также вынуждено было пойти на девальвацию сома.

Несмотря на согласование техрегламентов, остались моменты, требующие унификации. В частности, из-за более мягких требований к свежести продукции, на рынок Киргизии попадают товары, уже лежавшие на прилавках соседнего Казахстана. После чего супермаркеты возвращают их производителю, а тот, в свою очередь, отправляет в Киргизию.

Вообще, демпинг и контрабанда – главные темы для жалоб бизнесменов Киргизии. Однако если последнее – сфера ответственности правительства и руководства ЕАЭС, то первую проблему полностью переложить на правительство уже не получится. Всех предупреждали.

Далее, к особенностям местного налогового учёта и производства подакцизных товаров:

“Вот, например, собираемость акциза на алкоголь. Этот показатель, по словам главы киргизских налоговиков Замирбека Осмонова, составляет лишь 49,7%. Попытки государства усилить контроль над производителями алкоголя встречают сопротивление – водкоделы отказываются от установки видеокамер и расходомеров. Как отмечает ИА 24.kg, налоговые посты, установленные на выездах с каждого из ликеро-водочных заводов, за год не зафиксировали ни одного нарушения, при том что в ходе рейдов по торговым точкам фискалы обнаружили более 220 тыс. бутылок контрафактного алкоголя”.

По сути это означает ровно 2 вещи:

1. Налоговая республики коррумпирована и не может выполнять свои функции. Если государство собирает только половину алкогольного акциза, то это не налог, а своего рода дань, согласованная к уплате крупным бизнесом и чиновниками. Т.е. продукт не закона, а личных договорённостей. А все пляски с видеокамерами и постами – отвлечение внимания от реального положения вещей;

2. До тех пор, пока это происходит в самой  республике – это проблема лишь её руководства. Но теперь, когда алкогольная продукция Киргизии выходит на рынки ЕЭАС, это становится проблемой Союза. Самый простой способ решить которую – персональные санкции в отношении конкретных производителей. Потому что экспорт без уплаты акциза – тот же демпинг. Как видим, киргизский бизнес умеет им заниматься не хуже соседей.

Привести производителей к пониманию новой реальности (а также осознанию её неизбежности) – общая задача правительства республики и бизнеса. Никто за них эту работу не сделает.

Кто виноват

Ничего неожиданного не произошло. Просто давние проблемы республики (паразитарный уклад экономики, опирающийся на транзит и перепродажу товаров) с вхождением Киргизии в зону ЕАЭС начинает отмирать. Ситуацию комментирует эксперт Института стран СНГ Аза Мигранян: “... в период подготовки КР фактически не занималась созданием механизмов и институтов, которые могли снизить кризисный спад. Только после подписания договора, когда начали поступать денежные ресурсы в Российско-Кыргызский фонд развития, стали озадачиваться поиском проектов. Но, согласитесь, это очень поздно”.

При этом эксперт призывает:  

1. Не следует впадать в уныние от первых результатов. “Мутная вода” первых месяцев, к сожалению, неизбежна, и свидетельствует не о неспособности Киргизии работать в ЕАЭС или о невыгодности для неё участия в союзе, а о притирке к новой для республики экономической реальности. В настоящий момент и в ближайшие годы Киргизии предстоит серьёзно изменить профиль национального бизнеса. Плохо, что руководство недостаточно активно разъясняло эту необходимость раньше. Однако после чего, как это будет сделано, картина изменится. ЕАЭС обострил копившиеся годами проблемы, а не стал их причиной;

2. Не следует сравнивать Киргизию и Грецию, их проблемы имеют совершенно различную экономическую природу;

3. Тезис о том, что республики Средней Азии, вступая в ЕАЭС, теряют свой экономические суверенитет, в корне неверен. Наоборот, несмотря на нынешние проблемы республики, членство в ЕАЭС – последний шанс этот суверенитет получить. Глупо считать суверенной экономику, чья роль в региональном распределении труда сводится к обслуживанию торговых коридоров, по которым китайские товары идут на рынки Казахстана и РФ. Это роль прокладки, а смысл прокладки начинается и заканчивается механизмом, в работе которого она участвует.

Что делать

Можно лишь дополнить это рекомендацией руководству Киргизии внимательно изучить товарную структуру украинского экспорта на рынки стран ЕАЭС и в первую очередь России. Даже сегодня этот объём (если мы говорим о РФ) равен примерно 5 млрд долл в год. Примерно ⅛ часть от этого объёма составляют продукты питания. Эта ниша с января следующего года для украинских производителей закрывается надолго, возможно навсегда. В любом случае, речь идёт о времени, достаточном для того, чтобы попытаться заместить своей продукцией хотя бы часть этого немалого рынка. Не говоря о том, что постепенное исключение украинских производителей будет открывать всё новые возможности.

 

О результатах

Собственно, это уже делается. СМИ республики сообщают о намерении с/х увеличить поставки овощей на рынок ЕЭАС. По словам представителя министерства сельского хозяйства республики, ежедневный экспорт овощей из Киргизии составляет с 12 августа порядка 2 тыс т в день. Это означает, что за пресловутые сто дней Киргизия продала ок. 200 тыс т. овощной продукции. Тогда как за 7,5 месяцев до этого (224 дня, если точнее) – только 300 тыс т. Если же говорить об угрозах для с/х производителей, то местные эксперты усиленное внимание советуют обратить на мелкотоварность хозяйств (усложняет заключение договоров с крупными покупателями) и отсутствие внятных посредников и логистики.

Об экспорте мясомолочной продукции сложно сказать что-то определённое: фитосанитарный контроль на границе с Казахстаном перестал действовать только 18 ноября, ветеринарный ещё только предстоит упразднить. Однако сам по себе старт этого процесса уже можно записать в плюсы. А экспорт будет, поголовье скота в республике в последние годы выросло.

Косвенным результатом подготовки  к членству в ЕАЭС можно считать и резкий прыжок Киргизии в рейтинге Doing business – со 102-го на 67-е место.

По словам замминистра экономики Киргизии Д. Иманалиева, вступление в ЕАЭС позволило республике мягче войти в мировой экономический кризис и даже сохранить темпы роста ВВП (6,1%, в 1,7 раза больше, чем годом ранее), в то время как у союзников наблюдается замедление роста (Казахстан) и даже падение (РФ, Беларусь).

Экономист Ж. Акенеев весьма оптимистично настроен в отношении поступления таможенных платежей в бюджет – ожидает 3-кратного роста за счёт последних 4,5 месяцев года и 5-кратного – в 2016 году. Причина: “То, что ранее шло в карман сотрудников таможенной, будет поступать в бюджет”. Впрочем, у всего есть и обратная сторона – та самая контрабанда, о которой говорилось в начале материала. По мнению председателя ассоциации поставщиков КР Г. Ускенбаевой, впору говорить о пятикратном росте контрабанды в республику (15% от ввозимых товаров). Т.е. таможня все равно “добирает” своё, просто теперь она сменила источник. Однако это в первую очередь – проблема правительства и силовиков республики.

Таким образом, положительные результаты есть. В их скромности правительство и бизнес стоит винить в основном себя (отдельно – многолетние коррупционные схемы). Апокалиптические прогнозы тем более не оправдались. Ну а более детально к теме стоит вернуться в годовщину открытия границ президентами Казахстана и Киргизии..


Вернуться назад