Хотя Америка официально уже давно переступила через расовую дискриминацию, не все с этим согласны. Скандалы и трагические инциденты в последние годы вновь подняли старые вопросы, но, как оказалось, экономическая дискриминация вообще никуда не исчезала.
Миссурийский университет начал принимать афроамериканцев еще в 1950 г. Тем не менее расовая напряженность в этом учебном заведении до сих пор сохраняется. Массовые студенческие протесты в связи с неадекватной реакцией администрации на серию расистских инцидентов на кампусе привели к отставке президента университета Тимоси Уолфа в начале ноября.
Скандал разразился на фоне усиливающегося недовольства среди чернокожей части населения Америки, причем возмущаются они не только по поводу излишне жестокого обращения полиции, но и сохраняющейся экономической дискриминации.
Уровень безработицы среди афроамериканцев в два раза выше, чем среди белых граждан. Белые чаще, чем чернокожие, имеют высококвалифицированную работу, но даже среди высокооплачиваемых профессий белые зарабатывают больше, чем их чернокожие коллеги. Типичное домохозяйство белых американцев имеет более чем в десять раз больше богатства, чем типичное чернокожее домохозяйство.
У афроамериканцев намного хуже результаты и на каждой ступени образовательной лестницы. Меньшая доля чернокожих учеников заканчивают среднюю школу, меньшая доля поступает в университеты и еще меньше получают дипломы. Не очень много афроамериканцев можно встретить и в аудиториях самых престижных учебных заведений страны (Лига Плюща).
И хотя в последние десятилетия был достигнут определенный прогресс в преодолении этих проблем (как, например, увеличение доли выпускников средних школ, поступающих в университеты), предстоит еще очень много сделать.
По идее образовательная система должна была стать основным механизмом, с помощью которого завершилось бы расовое неравенство. Но пока это не получается, отмечает британский журнал The Economist.
Роль дискриминации в этом провале не так легко определить. Низкая доля студентов, заканчивающих высшее учебное заведение, возможно, связана с расизмом на кампусе, периодом жизни до обучения в университете или тем фактом, что чернокожие студенты, как правило, из бедных и неблагополучных семей. Однако существует несколько более общих причин, из-за которых возникает отрицательное отношение к афроамериканцам.
Чернокожие студенты, возможно, решают меньше инвестировать в образование, чем их белые ровесники, из-за того, что отдача от университетского диплома для них не так велика. Многочисленные исследования рынка труда показывают, что хорошую работу белому найти значительно проще, чем чернокожему соискателю.
Заявление о приеме на работу от университетского выпускника с именем, которое, как правило, носят афроамериканцы, вызывает у потенциального работодателя меньший интерес, чем от выпускника с традиционным английским именем. Когда чернокожие соискатели все же получают ответ, то предложение о размере зарплаты, как правило, значительно ниже.
И хотя расовая дискриминация на рабочем месте до сих пор остается проблемой, она не такая острая, чтобы негативно относиться к образованию, считают ученые. В опубликованном в 2010 г. исследовании экономиста Гарвардского университета Роланда Фрайера рассматриваются три группы молодых американцев в возрасте от 14 до 22 лет в 1976, 1979 и 1997 гг., а затем анализируются их зарплаты, когда они становятся взрослыми.
Во всех случаях афроамериканцы получают намного меньше, чем их белые ровесники: на 39% меньше в группе 1979 г. и на 18% меньше в группе 1997 г. При этом разрыв в каждой группе резко уменьшается, если участники имеют одинаковый уровень образования.
По мнению Фрайера, неблагоприятные условия жизни до поступления в университет - основная причина разрыва в уровне успеха между белыми и чернокожими гражданами Америки. Многовековые экономические притеснения привели к тому, что дети афроамериканцев всегда оказываются в менее выгодных условиях.
Ученые доказали, что чернокожие и белые дети в младенческом возрасте имеют практически одинаковый уровень когнитивного функционирования. Но когда они становятся старше, у них возникает огромный разрыв. Таким образом, интенсивная образовательная программа в детстве - ключевой элемент в процессе преодоления расизма в американском обществе.
Вернуться назад
|