ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Дитон: внешняя помощь бедным странам неэффективна
Дитон: внешняя помощь бедным странам неэффективна20-10-2015, 10:04. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Внешняя помощь не позволяет бедным странам выйти из их текущего положения, уверен профессор Принстонского университета и лауреат Нобелевской премии по экономике за 2015 г. Ангус Дитон. Профессор Принстонского университета и лауреат Нобелевской премии по экономике за 2015 г. Ангус Дитон Европейцы, как правило, более положительно относятся к своим правительствам, нежели американцы, для которых неудачи и непопулярность их федеральных, государственных и местных политиков является обычным делом. Тем не менее различные правительства Америки собирали налоги и взамен предоставляли услуги, без которых американцам не жилось бы так просто. Американцы, как и многие другие граждане богатых стран, принимают как должное нормативно-правовую систему, государственные школы, здравоохранение и социальное обеспечение для пожилых, дороги, оборону и дипломатию, а также крупные государственные инвестиции в исследования, в том числе и в медицине. Разумеется, не все эти услуги так хороши, как могли бы быть, и не предоставляются всем в равной степени, однако в основном люди платят налоги, а в случаях, когда способы расходования этих денег кого-то не удовлетворяют, возникает оживленная общественная дискуссия, а регулярные выборы дают людям возможность сменить приоритеты. Все это настолько очевидно, что едва ли нуждается в пояснениях по крайней мере для тех, кто живет в богатых странах с эффективными правительствами. Однако большая часть мирового населения не живет в богатых странах. В большинстве стран Африки и Азии государства неспособны собирать налоги или оказывать услуги. Договор между правительством и жителями еще далекий от совершенства и в богатых странах в бедных странах зачастую вообще отсутствует. Нью-йоркский полицейский был со мной не более чем невежлив (и занят предоставлением услуг), в то время как во многих странах мира полицейские охотятся на людей, которых должны защищать, занимаясь вымогательством у них денег или преследуя их от имени своих могущественных покровителей. Даже в странах со средним уровнем доходов, таких как Индия, государственные школы и клиники сталкиваются с массовыми (безнаказанными) прогулами. Частные врачи дают людям то, чего (как они думают) они хотят: инъекции, внутривенные вливания и антибиотики, однако государство не регулирует их деятельность, и многие практикующие врачи являются абсолютно неквалифицированными. Во всем развивающемся мире дети умирают, потому что родились не в том месте, не из-за экзотических, неизлечимых болезней, а от обычных детских болезней, методы лечения которых мы знаем уже почти сто лет. Без государства, способного предоставлять рутинную материнскую и детскую медицинскую помощь, эти дети будут продолжать умирать. Кроме того, без мощи государства регулирование и правоприменение не работают должным образом, что затрудняет работу бизнеса. Без надлежащего функционирования гражданских судов нет никакой гарантии, что инновационные предприниматели могут претендовать на награды за свои идеи. Отсутствие мощи у государства, то есть возможности предоставления услуг и защиты, которые люди в богатых странах считают само собой разумеющимся, во всем мире является одной из основных причин нищеты и лишений. Без эффективной работы государств с активными и вовлеченными гражданами вероятность роста, необходимого для победы над глобальной бедностью, невелика. К сожалению, богатые страны мира в настоящее время делают все только хуже. Иностранная помощь трансферы от богатых стран бедным имеют множество заслуг с точки зрения здравоохранения, поскольку без них многие живущие на данный момент люди были бы мертвы. Однако иностранная помощь также подрывает развитие местного потенциала государства. Это наиболее очевидно в странах в основном Африки, где правительство получает помощь напрямую, а потоки помощи велики по сравнению с бюджетными расходами (зачастую превышая в размерах половину от общей суммы). Такие правительства не нуждаются ни в контракте со своими гражданами, ни в парламенте, ни в системе сбора налогов. Если они и отчитываются перед кем-то, так это перед странами-донорами; но даже это на практике терпит провал, поскольку страны-доноры, находящиеся под давлением собственных граждан (которые вполне справедливо хотят помочь бедным), вынуждены выплачивать деньги в тех объемах, в которых они необходимы правительствам бедных стран, если не больше. Как насчет действий в обход правительств и непосредственной передачи денег бедным? Разумеется, кратковременные последствия, вероятно, будут лучше, особенно в странах, где лишь малая доля межправительственной помощи доходит до бедняков. И чтобы поднять все бедное население мира хотя бы до уровня бедности, составляющего один доллар в день, потребовалась бы удивительно небольшая сумма денег приблизительно по 15 центов США ежедневно от каждого взрослого жителя богатых стран. Тем не менее это не решение проблемы. Бедные люди нуждаются в том, чтобы их правительства вели их к лучшей жизни; устранение правительств может улучшить положение вещей в краткосрочной перспективе, однако оставит нерешенной основную проблему. Бедные страны не могут вечно пользоваться своими медицинскими услугами, предоставляемыми из-за рубежа. Помощь подрывает то, в чем бедные люди нуждаются больше всего: эффективное правительство, которое работает с ними ради сегодняшнего и завтрашнего дня. Одна из вещей, которую мы можем сделать, - это агитировать наши собственные правительства прекратить делать то, что мешает бедным странам перестать быть бедными. Сокращение объемов помощи является одним из способов, как и ограничение торговли оружием, улучшение торговой политики и субсидирования в богатых странах, предоставление технических консультаций, не привязанных к помощи, а также создание лучших лекарств против заболеваний, которые не затрагивают богатых людей. Мы не можем помочь бедным, делая их слабые правительства еще слабее". Вернуться назад |