Миллиардер Дональд Трамп, кандидат в президенты США, назвал его "ужасной сделкой". Другой претендент на пост главы Белого дома - Хиллари Клинтон - считает, что он не соответствует "высоким стандартам" торговых соглашений.
Общий рост ВВП стран ТТП
В то же время сторонники Транстихоокеанского партнерства (ТТП), которое охватывает 12 стран Азии, Северной и Южной Америки, в том числе США и Японию, характеризуют его как самое грандиозное многостороннее торговое соглашение за последние 20 лет, которое определит будущие правила международной торговли.
Что же это на самом деле?
ТТП покрывает 40% мировой экономики. Только для американских экспортеров будут отменены 18 тыс. индивидуальных таможенных пошлин. То же самое получат и компании остальных 11 стран-участников соглашения.
Даже сельскохозяйственные барьеры (обычно самые прочные) будут постепенно ликвидироваться. Иностранцы, к примеру, получат доступ к товарно-молочному сектору Канады и увеличат долю на рынке говядины Японии. Правда, отмена некоторых из этих ограничений будет происходить достаточно медленно: американский запрет на японские грузовики сохранится еще 30 лет, отмечает британский журнал The Economist.
Чтобы успокоить профсоюзы и других яростных оппонентов соглашения в более богатых странах, некоторые из 30 глав ТТП посвящены защите прав рабочих и бережному отношению к окружающей среде (в том числе борьбе с вырубкой леса и чрезмерным выловом рыбы). Все участники также обязуются соблюдать основные принципы Международной организации труда, в первую очередь права рабочих.
ТТП также попытается ограничить размер поддержки властей государственных предприятий. Несмотря на наличие в этом пункте большого количества исключений, это, тем не менее, является большой уступкой со стороны таких стран, как Малайзия и Вьетнам.
Годовой торговый оборот США в рамках ТТП
"Белый дом считает соглашение огромным достижением. Оно оправдывает их определение ТТП как договора XXI века", - говорит Мэтью Гудман из Центра стратегических и международных исследований. Согласно оценке Института международной торговли Петерсона в Вашингтоне договор увеличит мировую экономику на $223 млрд к 2025 г. Причем наибольшую выгоду от соглашения получит не Америка, а менее развитые члены.
В долгосрочной перспективе масштаб воздействия ТТП будет зависеть от вхождения в него новых стран. Южная Корея (не входящая в число 12 первоначальных подписантов, но проявляющая к нему интерес) настаивает на быстрой процедуре приема. Ключевым вопросом остается Китай. Многие полагают, что Америка продвигает ТТП ради одной цели: уменьшить влияние Поднебесной в Азии.
Однако экономическая важность ТТП будет сильно ограничена, если в него не войдет страна, которая участвует почти во всех ключевых производственно-сбытовых цепочках Азии. Некоторые экономисты ожидают, что Китай будет настаивать на подписании более широкого договора о свободной торговле в рамках ТТП.
Но для того, чтобы ТТП начал действовать, его должны сначала ратифицировать все 12 членов. Это относительно легкая задача для таких государств, как Япония и Сингапур, где правящие партии имеют большинство мест в своих парламентах. Однако в Канаде, где 19 октября состоятся всеобщие выборы, три ведущие партии выступают категорически против соглашения, заявляя, что он станет смертным приговором для сельского хозяйства страны.
Доля ТТП в торговле между странами
Самое жесткое сопротивление ожидается и в Америке, где Конгресс США по закону имеет 90 дней для изучения документа, до того как его выдвинут на голосование. Республиканцы, включая Трампа, уже выразили свое недовольство слишком большим количеством уступок, на которые пошла администрация Барака Обамы. Демократы, в том числе Клинтон, уверены, что ТТП приведет к потере рабочих мест.
Республиканцы, которые традиционно поддерживают свободную торговлю, имеют большинство в обеих палатах конгресса. Но торговые соглашения, как правило, непопулярны среди избирателей, что очень важно учитывать в разгар президентской кампании.
Между тем, любое затягивание крайне неразумно. Замедление китайской экономики и вялое глобальное восстановление после финансового кризиса привели к затяжному спаду в мировой торговле. Стоимость груза, транспортируемого по всему миру, уменьшается с начала 2009 г. В первой половине года цена на него рухнула на 13% в долларовом выражении по сравнению с предыдущим годом. Объемы торговли продолжают увеличиваться, но далеко не такими темпами, как до финансового кризиса.
Проблема не только в цикличности: более широкий спектр товаров, производимый внутри Китая, а также другие структурные изменения, похоже, навсегда замедлили рост мировой торговли. Все это вызывает тревогу, так как торговля остается наиболее надежным способом для бедных стран стать более богатыми. ТТП, без сомнения, способствует этому.
Вернуться назад
|