Министры финансов и главы центробанков G20 на встрече в Анкаре 4-5 сентября обсудят влияние на рост мировой экономики низких цен на нефть. Ситуации на китайских рынках также будет уделено внимание, но вряд ли эта тема выйдет на первый план.
"К этой встрече однозначного мнения о том, на чем стоит сконцентрировать внимание при обсуждении мировой экономики, нет. Целый ряд факторов присутствует: ситуация в Китае, общее замедление emerging markets, неоднозначная ситуация в Европе, несмотря на то, что немного отошли от резких решений по Греции, возможные планы администрации США и ФРС по ужесточению своей денежно-кредитной политики, тем более что сейчас пошли разговоры, что, может быть, это решение будет отложено и пока не будет приниматься радикальных мер. Может присутствовать и аспект, связанный с ситуацией на рынке энергоносителей, и в первую очередь на нефтяном рынке", - сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" источник в российской делегации.
НЕФТЬ И КИТАЙ
Собеседник агентства напомнил, что в конце прошлого - начале этого года международные финансовые организации давали прогноз о благоприятном, стимулирующем влиянии значительного понижения цен на нефть на перспективы роста мировой экономики, хотя и с учетом негативного воздействия на ряд добывающих экономик.
"Сейчас мы наблюдаем низкие цены на протяжении ряда месяцев, а МВФ и Всемирный банк пересматривают прогноз по мировому ВВП в сторону понижения. То есть пока с тенденцией к устойчивому росту проблематично", - отметил он.
По словам источника, на встрече в Анкаре страны к этому вопросу могут вернуться. "Могут быть даны иные оценки или прогнозы на перспективу. Прогнозы были разные - от 0,5% до 1% дополнительного роста мирового ВВП, но пока нельзя говорить, что эта концепция работает и снижение позволило стимулировать рост в странах, например, еврозоны, являющихся в подавляющем большинстве импортерами", - сказал он.
Говоря о возможном обсуждении китайской экономики, источник отметил, что пока сложно предсказать, как развернется дискуссия и с какими позициями выступит та или иная страна. Однако, по его словам, из предварительного обмена мнениями и предложений для разговора следует, что ситуация в Китае упоминается в ряде других факторов, но не обозначена как ключевая тема или дестабилизирующий фактор, составляющий наибольшие риски для мировой экономики, для международных финансов на текущем этапе.
"Стоит ожидать, что эти вопросы будут затронуты и наверняка китайским коллегам будут адресованы озабоченности, другие коллеги будут интересоваться дальнейшими планами китайского правительства. Но вряд ли стоит ожидать, что это выльется в дискуссию, сконцентрированную на ситуации в Китае. Целый ряд других стран дают поводы для обсуждения. Это будет один из аспектов, который будет предложен для обсуждения", - отметил он.
ИНВЕСТИЦИИ И ДОЛГ
По предложению ряда стран турецкое председательство возвращает в повестку дня тему управления долгом, сообщил также источник. Каких-либо конкретных инициатив или решений на встрече в Анкаре не будет, это, скорее, постановка задачи на перспективу.
"В "двадцатке" существуют разные взгляды на эту тему: есть страны, которые не очень заинтересованы в обсуждении этой тематики, есть те, кто, как та же Франция или Великобритания, готовы продвигать эту тему дальше, но в достаточно ограниченных рамках, или есть партнеры из Аргентины, которые не первый год активно выступают за пересмотр механизмов реструктуризации, за создание подхода, основанного на своде неких международно признанных правил", - пояснил собеседник агентства.
Также министры финансов рассмотрят проекты национальных инвестиционных стратегий, которые планируется обнародовать в ноябре на саммите G20 в Анталии.
"Стратегии будут содержать меры, которые национальные власти будут реализовывать в ближайшие годы для стимулирования роста экономики, поиска выгодных инвестиционных проектов. Это реальный практический результат, на который турецкое председательство сможет выйти по итогам года", - отметил источник.
ЗАНЯТОСТЬ
В рамках финансовой "двадцатки" запланировано совместное заседание министров труда и занятости и министров финансов. До этого аналогичная встреча проводилась в 2013 году в рамках российского председательства.
"Турецкие коллеги решили, что имеет смысл продолжить такого рода практику. Встреча не предполагается слишком продолжительной и будет ориентирована на обсуждение вопросов, как обеспечить согласованность действий двух министерств, обеспечить устойчивый экономический рост, с одной стороны, и решить вопросы занятости, социального равенства - с другой", - сказал источник.
По его словам, документы, подготовленные к этой встрече, свидетельствуют о том, что проблема безработицы и вопрос занятости, несмотря на меры, предпринимаемые в последние годы, не решены. "Докризисный - до 2008 года - уровень занятости в большинстве экономик не достигнут. И в развитых странах, и в странах с развивающимися рынками нарастает тенденция увеличения неравенства между наиболее богатыми слоями населениями и населения с низким уровнем доходов. Пока универсального решения не найдено. Турецкое председательство, поскольку для Турции проблема социального неравенства остра на национальном уровне, решило уделить этой теме дополнительное внимание", - пояснил он.
МВФ
Перспективы проведения реформы Международного валютного фонда (МВФ) остаются более чем туманными. По словам источника, "вообще никакой сколь-нибудь продолжительной дискуссии в Анкаре на эту тему не будет в принципе". Никаких новых решений не ожидается, никаких новых инициатив не готовится, сказал он.
На данный момент, по словам источника, ни в рамках МВФ, ни в рамках "двадцатки" активной работы по выработке альтернативных вариантов решений этой проблемы не ведется. "По сравнению с тем, что было в апреле, ничего принципиально не изменилось. Есть пара альтернатив варианту с ратификацией решения 2010 года, но по итогам обмена мнениями в апреле выявились разногласия и понимание того, что будет крайне сложно достичь консенсуса хотя бы по одной альтернативной опции, поэтому все свелось к дополнительным призывам и ожиданию прогресса со стороны США", - сказал собеседник агентства.
Он уверен, что в коммюнике "двадцатки" будет содержаться стандартный призыв завершить ратификационные процедуры.
В апреле "двадцатка" предлагала два варианта решения проблемы реформирования фонда: пойти по пути delinking (разделение решений об увеличении квот и перераспределении квот в пользу развивающихся стран) либо единовременно увеличить ресурсную базу фонда с незначительным перераспределением долей между акционерами. Однако договориться по ним так и не удалось.
Реформа "пробуксовывает" уже пятый год. 14-й пересмотр квот должен был быть завершен еще в 2012 году, к январю 2013 года должна была быть разработана новая формула распределения квот, а к январю 2014 года проведен 15-й пересмотр. Однако сделать это без ратификации большинством стран-членов МВФ 14-го пересмотра невозможно. США имеют квоту SDR 17,69% и 16,75% голосов, что обеспечивает им право вето в отношении ключевых решений фонда, требующих принятия большинством в 85% голосов. США до сих пор не ратифицировали пересмотр квот.
|