ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Прощай, Южмаш?

Прощай, Южмаш?


18-08-2015, 08:00. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Прощай, Южмаш?

 

 

О гибели украинского ВПК в случае прекращения сотрудничества с Россией предупреждали неоднократно. Отрасль, созданная как неотъемлемая часть оборонного потенциала некогда единой страны, не может существовать обособленно. Это настолько очевидно, что даже самые ярые украинские нацисты не могли об этом не знать. Следовательно, убивают военное производство вполне сознательно.


И вот «первый труп». Сотрудники легендарного Южмаша, одного из флагманов советского, а затем украинского ВПК, на днях получили уведомления, что с октября предприятие переходит на однодневную рабочую неделю. Фактически это конец завода, производившего вызывающие у геополитических противников ужас ракеты «Молодец» для боевого железнодорожного ракетного комплекса и ядерные ракеты «Сатана», ракеты-носители «Зенит» и «Циклон», спутники, ракетные двигатели, ветряные турбины, троллейбусы, тракторы и агрегаты шасси самолетов.

Чёрные дни для Южмаша наступили после февральского государственного переворота 2014 года и последующего запрета киевской хунты на осуществление военно-технического сотрудничества с Россией. Объёмы сотрудничества предприятия с РФ упали в 60 раз, с 1,7 млрд. грн. до 28 млн. грн. Например, российская сторона отказалась от заказов ракет «Зенит», которые должны были использоваться в международных проектах «Морской старт» и «Наземный старт» и давали Южмашу 70% выручки. Заменить потерянные российские заказы нечем. Проект с американской компанией «Орбитал» после аварии ракеты «Антарес» приостановлен. По бразильскому проекту «Циклон-4» не завершена техническая отработка, а в самой Бразилии существуют проблемы со строительством космодрома. Но даже в лучшие времена весь объём нероссийских контрактов Южмаша приносил предприятию лишь 30% доходов.

Бравые обещания Порошенко обеспечить флагман украинской военной индустрии заказами, как и все прочие его посулы, обернулись очередной маниловщиной и мошенничеством. Государственного заказа Южмаш так и не дождался, а заказ на троллейбусы у завода «отжал» Олег Свинарчук, бизнес-партнёр украинского президента и глава «Богдан Моторс». Судьба Южмаша - яркий пример того, что нынешний киевский режим не способен ни на что созидательное, даже если это соответствует его интересам. 

На днях председатель комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский закатил настоящую истерику по поводу того, что Украина не способна противостоять армии РФ из-за критического состояния ВПК. По его словам, «состояние обеспечения наших вооруженных сил модернизированными, новыми и капитально отремонтированными системами вооружения чрезвычайно низкое». Но «довести до ума» работу с украинскими предприятиями майданные скакуны не в состоянии. Интеллект не позволяет.

Впрочем, проблема не только в вопиющем непрофессионализме и вороватости властей «новой Украины». Южмаш является производителем и основным обслуживающим предприятием ракет SS-18 «Сатана», не имевших на момент производства аналогов в мире, что заставило американцев, прозвавших ЮМЗ «фабрикой страха», срочно пойти на переговоры по ракетно-ядерному разоружению. «Сатана» до сих пор является частью ядерного щита России, потому Москва в некоторой мере зависит от украинских партнёров.

Американцы не прощают испытанного ими страха, как и не упускают случая нанести удар своему основному геополитическому противнику. Например, американская газета «Вашингтон пост» опубликовала список украинских предприятий ВПК, от которых критически зависит промышленность России. В их число входит и Южмаш.

Россия потерю украинского партнёра вполне переживёт. Как сообщил представитель Роскосмоса Игорь Буренков, производимые Южмашем ракеты «Зенит» будут заменены на новейшие системы российского производства «Ангара». С ракетами СС-18 ситуация сложнее. По состоянию на 2015 год на боевом дежурстве РВСН находится 75 этих ракетных комплексов, имеющих 750 ядерных боезарядов. Последние из них будут сняты с вооружения лишь в 2026 году. 

Тем не менее, по мнению экс-гендиректора Южмаша Виктора Щёголя, россияне «в состоянии сами проводить обслуживание, если зададутся целью. Не без проблем, но главное - у них есть документация. А Украина потеряет заказ и деньги».

Лишь закрытие проекта по ракетам «Зенит» приведёт к ликвидации 50 тыс. рабочих мест на Украине, а страна навсегда потеряет статус космической державы. Но когда потери собственной промышленности, экономики и рабочих мест останавливали киевскую власть, если нужно было угодить вашингтонским кураторам?


Александр ГОРОХОВ


Вернуться назад