ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Новые производственные технологии и Россия: престиж профессии
Новые производственные технологии и Россия: престиж профессии30-07-2015, 08:20. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Новые производственные технологии и Россия (часть 3): престиж профессииНовые производственные технологии уверенно внедряются в нашу реальность, повышается автоматизация, успешно используются аддитивные технологии, робототехника. Изменяются технологии и в аграрной сфере, животноводстве, микробиологии и медицине. Микромир открывает нам технологии производства новых материалов с приставкой «нано». Уже существующие, а применяющиеся в производственных циклах технологии, похожи на фантастику вчерашнего дня и, пока осторожно, намекают нам на вхождение мира в новый технологический период – новый технологический цикл. В части первой, я описал своё видение причин и форм преобразования производственных технологий, обозначил важность скорейшего их освоения Россией, и главную проблему на этом пути – кадровый голод. В части второй, я описал общие принципы и методы преодоления проблемы кадрового голода, и кратко, местами сумбурно, способы личного участия каждого гражданина РФ в деле реиндустриализации России, в обеспечении будущего процветания страны и народа. Также, во второй части статьи, было обозначено одно из важнейших направлений работы – опережающее поднятие престижа производственных профессий - закладка фундамента под создание новой производственной интеллигенции России.
Традиционно, пара слов о производстве будущего
http://www.primorsky.ru/news/main/91692/
Ещё раз о напечатанных домах
А вот из современных аграрных машин
О современном облике и административной инициативе в РоссииБогата самородками земля Русская, да и образовательная система, часто вопреки всему, «рождает» людей, которых уже сегодня, можно назвать представителями новой производственной интеллигенции. СамородкиВот, яркий пример:
При взгляде на этого токаря, отчего-то вспоминаются слова из «Кавказской пленницы»: «Это студентка, комсомолка, спортсменка. Наконец, она просто красавица!» Поэтому, её фоток много - девушка действительно красивая, всем будет приятно И эмоциональная
Ещё пример – молодой учёный, микробиолог Фёдор Ширшиков. Вот выдержка из его, относительно большого интервью:
Вы спросите – какое отношение имеет учёный микробиолог к новому технологическому укладу, к новым производственным технологиям? Ответ на такой вопрос, будет находиться в двух плоскостях: Первая – то, что множество новых материалов, лекарств, продуктов, в том числе продуктов питания, производятся в неотрывной связи с микроорганизмами. Вторая – как я уже говорил в части первой, рабочие завтрашнего дня, как и производство, будут принципиально отличаться от рабочих дня вчерашнего – меняется сама парадигма. Вот сегодня никого не удивляют БПЛА, а автоматизированные средства транспорта (всяческие автопилоты в авиации, и на железнодорожном транспорте, метрополитене), в той или иной мере, - это уже повседневная реальность, расширяющаяся в сторону беспилотных автомобилей. Так представить себе, что комбайнёру завтрашнего дня, нужно будет не сидеть в кабине комбайна, а выступать в качестве оператора пульта управления дивизией агророботов. Вот тут, хорошо видно, как выглядит кабина комбайна уже сегодня:
Тоже и с биологией – выращивание колоний плесени и извлечение пенициллина – это тоже производство, на котором нужны именно такие производственные кадры, и поверьте, пенициллин – очень примитивный общепонятный пример. Кстати будет сказано, про войска химической и бактериологической защиты, забывать, тоже не стоит. Более, того, судя по некоторым тенденциям, эти войска уже завтра будут вынуждены брать на себя функции биологической защиты в самом широком плане.
Государственная системаНо, хоть я и начал с самородков, нужно понимать, что и государство, как система, и не только образовательная, прилагает ряд усилий для возникновения нового кадрового резерва. Вот примеры:
И вот ещё:
Кстати, заметили название WorldSkills? Тот самый конкурс, который выиграла красавица-токарь.
И ещё:
Пресса Ещё, есть телеканал «Наука 2.0» - очень рекомендую, делают хорошие, часто патриотичные, материалы на совершенно разные темы. http://www.naukatv.ru/ Кроме того, есть масса примеров того, как пресса, печатная, интернет и даже телевидение, активно популяризирует научную и производственную тематику, и, что-то мне подсказывает. Что тут не обошлось дело без некоего организующего центра.
В итоге, как видно, на сегодняшний день есть две тенденции: Первая – условно самостоятельное появление самородков, которые имеют шанс стать будущей производственной и научной элитой, и пример этих самородков – один из факторов поднятия престижа науки и производства. Вторая – централизованная административная политика при поддержке центральных властей. В комментариях к предыдущей части, был такой, что мол без централизованного управления процесс не пойдёт – так вот он идёт!
При определённой натяжке, можно было бы выделить и третий – спорадическая работа сетевых авторов, и работа профильных порталов. Впрочем, последние практически не участвуют в росте престижа, а первые, освещая тематику вообще, часто-густо, забывают о важности поднятия престижа нашей науки, нашего производства, нашего продукта. Отсюда вывод, работу Русских патриотических авторов, нужно усилить и направить в русло опережающего роста престижа производственных и научных профессий.
От нас зависит больше, чем нам кажетсяВ различных профессиональных сферах существуют своеобразные кодексы чести, своды правил, этические кодексы и катехизисы. Последнее слов – определение, наверное, подходит более всего для того, что я хочу предложить, о чём хочу начать дискуссию. Своеобразный катехизис русского автора. И в данном случае, я хочу рассмотреть ту его часть, которая может, должна, касаться престижа русской науки и русского производства. Создавая данные рекомендации, я хочу сделать акцент не на технологиях – как сделать снимок, какие слова и сочетания использовать, а на принципах.
Нет престижа неизвестных профессий Значительная часть научно-популярных статей и программ, хвалит некие достижения отечественной промышленности, отечественной научной мысли, свершений и достижений, оставляя за кадром, или упоминая вскользь людей, работавших над этим достижением. Бывает, что и люди попадают в фокус внимания, но, как правило, этими людьми становятся главные инженеры, руководители проектов, старшие научные сотрудники – из фокуса выпадает вклад рядовых – это ошибка. «Буран», никуда бы не полетел без участия в его создании сотен инженеров и рабочих. Даже правильных труб, не будет без квалифицированных специалистов. А престиж, в свою очередь, начинается с того, что о той или иной профессии помнят, признают её важность, говорят о её вкладе в достижения.
Успешность – дело тонкое Как сформировался образ успешного офисного планктона? Не претендую на исчерпывающий ответ, но мне кажется, что его формировало кино и пресса. А что в него входит, какие атрибуты сделали этот образ? – «Не пыльная» работа, квартира, машина, жена красавица, обеспеченная семья, интересное увлечение – вот, пожалуй, основополагающий список образов, которые, кино и пресса, связывали с образом менеджера, юриста, экономиста и прочих истов. Сегодня, ситуация стремительно меняется, среди моих знакомых работающих в производственной сфере в России, почти все со своими машинами и квартирами, крепкими семьями, женами красавицами. Единственное – работа, пока не все работают на ЧПУ и автоматах, многие, пока ещё, работают руками – делают настоящую мужскую работу. Кстати, про увлечения – среди моих знакомых производственников, интересные увлечения (спорт, моделирование и конструирование, авто) – обычное дело. Бывает реклама алкоголя, активно эксплуатирующая тему «настоящей мужской работы», образ «успешного, настоящего мужика», реклама машин, инструмента, телефонов, а вот с формированием этого образа в прессе и кино, дело не сложилось. Образовавшуюся нишу, нужно заполнять – и рабочий современный, и, тем более, рабочий завтрашнего дня – человек делающий важное дело, получающий за это достойную зарплату, ведущий здоровый и социально активный образ жизни – такой образ, должен прослеживаться в статьях, роликах, передачах.
Образ профессии Всем понятно, что такое понятие как престиж профессии, неотрывно связано с образом того, как выглядит рабочее место и сам представитель профессии. Внешний вид, подача, оформление – это важнейшие атрибуты, влияющие на восприятие профессии, конкретного места работы. «Примеряя на себя» то или иное рабочее место, каждый сверяется с неким внутренним образом, частью которого является и «картинка с места работы» и восприятие подобных картинок окружающими. Отсюда вывод – всякая картинка о научных и производственных специальностях – это инструмент, инструмент, влияющий на престиж, инструмент, влияющий на количество нужных стране кадров, инструмент, определяющий уровень жизни в России, через 10-15 лет.
Романтический флёр Сегодня, мало кого соблазнит образ мужика-геолога, в кирзовых сапогах, потянутом свитере, брезентовом мешке за плечами, трёхмесячной «щетиной» и доброй улыбкой, а совсем недавно геолог-разведчик – это романтический образ, полный мужественности и героической стойкости. Труженик, отдающий всего себя делу – стал непопулярным образом. Образ популярный – чловек, чей труд позволяет ему жить так, как он хочет. И вот уже по диким лесам, в современной туристической экипировке, пробирается человек, всю жизнь мечтавший о путешествиях по просторам Родины, искупаться в гейзерах и далёких озёрах, повстречать медведя, испытать себя на прочность. Реализовать свои мечты, да ещё и хорошо заработать на их реализации, ему помогает работа на службу геологической разведки, для которой он собирает образцы в своих путешествиях. Служба, обеспечивает его амуницией и экипировкой, связью и хорошей компанией, да ещё и приплачивает за это.
Придать профессии романтический флёр, можно грамотной расстановкой акцентов и приоритетов, как и уничтожить его. Вспомните обидное прозвище «ботаник» и посудите сами, есть ли «осадочек» на всей профессии, из-за характера его использования? Другой пример – «высотник» - воспет в песнях, создан образ отважного человека, способного на то, что не могут слабаки. Хоккейст – храбрец, «ледовая дружина». Думаю, что все уловили.
Место работы Одним из важнейших элементов престижа фирмы, организации, места работы, является его внешний облик. Сегодня, престижная фирма обязательно должна иметь солидный офис, а самые-самые офис с большими окнами в небоскрёбе – штамп, созданный и навязанный западной системой потребления. Образ успешного руководителя, неотрывно связан с креслом, столом, и окном – большим, от пола до потолка окном. Собственно окно, или кресло, или ещё как штука – это всё образы из жизни, умело подмеченные и эксплуатируемые специалистами по публичным отношениям. Если говорить про образ организации, то в западной культуре управления, есть такое направление деятельности как Employer branding – совокупность усилий организации по созданию позитивного образа о себе в умах существующих и потенциальных сотрудников. Часто, его ещё называют HR-брендинг. К чему я это всё пишу, а к тому, что создание образа рабочего места – крайне важный аспект, настолько важный, что выделен в отдельное направление работы, и является успешно продаваемой услугой в сфере консалтинга. И, к сожалению, данное направление часто упускается нашими предприятиями и предпринимателями даже в контексте текущих задач, нам же (русским авторам) нужно создавать образы для решения задач по привлечению кадров на ещё не существующие рабочие места, в только формирующиеся отрасли. Поэтому, касаясь в своих статьях темы русской науки или производства, каждый из нас должен делать всё для создания образа желанного рабочего места, если хотите, то успешной отрасли или успешной профессии. Вот, кстати, негативный пример А вот и позитивный Результат работы Ещё один фактор престижа – важный, оцениваемый обществом, ценный в сознании самого работника - это результат его работы. Привычно и понятно всем, что есть работа, результат которой ценится обществом, признаётся, иногда воспринимается как некое выдающееся достижение. Результат работы знаменитых конструкторов, врачей, военных, часто признаётся обществом и ценится, что выражается в одобрении и даже гордости – знай наших. Русское оружие – это слова наполненные гордостью за продукцию отечественного ВПК, а вот русские автомобили … хотя, если разобраться, тоже есть чем гордиться. В работе отечественных конструкторов, учёных, мастеров и агрономов, есть то, чем можно и нужно гордиться, результат их работы, продукт, создаваемый их трудом, часто остается недооцененным – этот пробел можно, и нужно, устранять. Я извиняюсь за банальщину, но мы должны гордиться отечественными «огурцами» без ГМО, настоящими мужскими машинами, отличными тканями, работами в медицине и микробиологии и так далее. Есть чем! На этой позитивной ноте …
Краткое послесловиеЕсть идея микро-бизнеса, связанного с использованием объёмной печати:
http://techvesti.ru/node/7675 Кстати будет сказано – основные покупатели – родители детей от 10 лет – это интересно, и спрос будет хороший. Вернуться назад |