Российские авиационные заводы и предприятия оборонно-промышленного комплекса в этом году планируют продемонстрировать иностранной публике на авиасалоне в Ле-Бурже новейшие образцы отечественной техники. Однако, по мнению экспертов, на выставке может произойти арест российской техники.
В конце июля прошлого 2014 года Гаагский международный третейский арбитраж по иску акционеров ЮКОСа к России назначил беспрецедентную компенсацию в 50 млрд долларов, истцы требовали гораздо больше — 114 млрд долларов. Судьи, принявшие сторону юкосовцев, признали, что российские власти экспроприировали активы компании в середине 2000-х годов. В качестве крайнего срока по выплате компенсации было установлено 15 января 2015 года. Россия не согласилась с самим решением и в начале ноября 2014 года подала апелляцию на решение Гаагского арбитража. 28 января 2015 года российское правительство подало в Окружной суд Гааги три ходатайства об отмене арбитражного решения.
Так или иначе, решение о компенсации в 50 млрд долларов, которые Россия должна выплатить истцам — кипрской Hulley Enterprises, Yukos Universal с острова Мэн и кипрскому пенсионному фонду Veteran Petroleum (в сумме им принадлежали 70,5% акций российского нефтегиганта. — РП.), никто не отменял. В итоге Group Menatep Limited (GML) бежавшего в Израиль бывшего коллеги Ходорковского Леонида Невзлина, дочерними предприятиями которой являются Yukos Universal и Hulley Enterprises, 22 мая обратилась в суды США, Великобритании и Франции с требованиями начать в своих юрисдикциях выполнять решение Гаагского арбитража путем ареста российской государственной собственности.
Подобные юридические действия Леонида Невзлина, который в России обвиняется в организации убийств и разыскивается Интерполом, ставят под угрозу российскую технику на авиасалоне Ле-Бурже. В истории хозяйственных споров уже был прецедент, когда швейцарская компания Noga пыталась наложить арест на российскую технику, прибывшую на выставку.
В 1991 году Россия заключила с Noga соглашение о бартере продовольствия на нефтепродукты. К 1996 году эти швейцарско-российские отношения привели к банкротству Noga, а ее президент Нессим Гаон стал добиваться через суд неполученных, по его утверждениям, денег за поставленные в Россию товары. Уже в 1997 году Стокгольмский международный суд признал за Россией долг в размере 23 млн долларов. Через несколько дней после решения Стокгольмского арбитража, 18 мая, трибунал Парижа наложил обеспечительный арест на счета Банка России и почти 70 российских учреждений и компаний, в капитале которых участвует российское государство. Меньше чем через месяц во Франции были заморожены счета Центробанка РФ, а еще через месяц, 13 июля, в порту французского Бреста был арестован российский парусник «Седов». Сразу после ареста «Седова» пребывавшие в состоянии эйфории представители компании Noga сказали, что, если новый президент РФ Владимир Путин прилетит во Францию, его самолет также будет арестован. На следующий, 2001 год Noga попыталась арестовать боевые самолеты российских компаний на Ле-Бурже, но безуспешно.
Сейчас же у самой Пятой Республики уже несколько месяцев продолжается конфликт с Россией по поводу двух вертолетоносцев «Мистраль», которые Франция должна была построить для России. На фоне событий на Украине и начала санкционных войн между европейскими государствами и нашей страной Париж отказался от планов передачи уже построенных «Мистралей» Москве.
«Я даже не исключаю, что тема ЮКОСа может затронуть "Мистрали". Несмотря на то что юридически попытка увязать платежи, которые Россия провела по "Мистралям", и дело ЮКОСа вряд ли перспективна. Но президенту Олланду это может дать возможность потянуть время до следующих выборов, — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Эти 50 млрд будут аукаться России. Тут можно максимально сузить перечень активов, на которые будут распространяться такого рода иски. Полностью исключить такую вероятность нельзя, даже несмотря на то что арбитраж в этом решении апеллирует нератифицированным в России законодательством».
«Отношения Российской Федерации и Франции ухудшились по причинам весьма прозрачным и очевидным. Я бы даже назвал вопрос поставок "Мистралей" следствием этого ухудшения. Отношение Франции не стоит понимать как-то отдельно, речь идет об ухудшении отношений со странами Европы вообще», — сказал профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.
Все эти истории и текущие противоречия между Россией и Францией, могут привести к тому, что европейцы примут сторону юкосовцев и санкционируют арест российской техники на Ле-Бурже во исполнение решения Гаагского арбитража.
«Юкосовцы могут захотеть дискредитировать ситуацию на Ле-Бурже за счет российских самолетов, однако тут надо понимать, что речь идет о претензиях бывших акционеров, также граждан РФ. Да и сами отношения между странами, хоть и сложные, но все-таки сегодняшняя Франция может посчитать некорректным выступление на стороне акционеров, — считает член комитета ГД по международным делам Александр Бабаков. — Сейчас ситуация такова, что Россия уже не та, она стала сильнее, и Франция тоже изменилась».
Лететь придется
Начиная с 1957 года СССР, а с 1993 года — Россия является постоянным участником авиасалона в Ле-Бурже. Сам авиасалон многие десятилетия является одним из самых популярных выставок технических новинок компаний разных стран. Кроме этого, выставка используется не только как способ демонстрации своей продукции, но и является серьезным авиарынком, на котором заключаются многомиллиардные контракты, и ведущие авиакомпании мира просто не могут себе позволить проигнорировать такое событие.
Нашу страну на международном авиасалоне в 2015 году представят 37 компаний, специализирующихся на создании гражданской и военной авиатехники, технических компонентов, производители металлов для авиации, компании, занимающиеся торговлей военной техникой.
В связи с этим существуют риски, что ситуацией могут воспользоваться для хищения технологий. По мнению директора Центра политических исследований Сергея Маркова, Запад не упустит возможности лишить Россию интеллектуальной собственности.
«Совершенно ясно, что на Ле-Бурже будут показаны передовые технологии российской авиационной промышленности, и в случае ареста, а это очень даже возможный поворот событий, будет нанесен ущерб не только финансовый (при том что стоимость выставочных экспонатов, как правило, на порядок выше стоимости рядовой техники той же модели. — РП.), но и, воспользовавшись ситуацией, нас могут лишить интеллектуальной собственности. Это представляет еще более серьезную угрозу. И нет сомнений в том, что западные державы, решившие давить Россию, не упустят возможности этой ситуацией воспользоваться», — заключил Марков.
Источник новости
Вернуться назад
|