Осталось немногим более месяца, чтобы подготовиться к предоставлению российскими банками первой отчетности в FATCA. В перспективе же России предстоит выйти на полноценный взаимный обмен информацией с США, который также поспособствует развитию отечественной экономики.
К 29 июня российские банки будут обязаны предоставить первую отчетность в налоговую службу США (Internal Revenue Service, IRS) с информацией по имеющимся среди их клиентов американским налогоплательщикам.
Адресованное финансовым структурам других стран требование о направлении соответствующих данных в IRS содержалось в известном законе "О налогообложении иностранных счетов" (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA).
При этом первоначально дата предоставления первых отчетов была намечена на 31 марта, но затем ее решили перенести.
Всего в IRS зарегистрировано более 1 тыс. российских финансовых организаций (в основном банков). И поскольку на фоне нынешнего геополитического обострения переговоры по двустороннему соглашению, предусматривающему взаимный обмен соответствующими данными между США и Россией, оказались свернуты, пока информационный поток будет идти лишь в американские ворота.
Впрочем, как отмечали некоторые аналитики, другие государства, желавшие заключить необходимое соглашение с США, давно это сделали. И Россия, если бы поспешила, вполне могла бы - в преддверие Олимпиады 2014 г. – подписать аналогичный документ, в целом подготовленный к декабрю 2013 г. Ну, а после того как из-за событий на Украине отношения между Москвой и Вашингтоном резко ухудшились, теперь, так или иначе, российские банки оказались один на один с IRS.
При том, что до сих пор не урегулирован ряд вопросов, решение которых зависит от российской стороны, заявил “Вести Экономика“ партнер PwC Legal Максим Кандыба.
В частности, констатировал он, законом 173-ФЗ российским банкам предписано, прежде чем послать соответствующую информацию в США, предварительно направить ее в центробанк, Росфинмониторинг и ФНС. Однако порядок и объемы предоставления такой информации до сих пор не прописаны надлежащим нормативным актом. Также как не регламентированы и основания, с учетом которых Росфинмониторинг может запретить отечественному банку отправлять адресованную американским налоговикам информацию. К тому же шифровка и передача данных по специальной электронной системе для российских компаний осложнены тем, что предложенные американскими разработчиками коды не сертифицированы ФСБ.
Таким образом, участники рынка рискуют оказаться перед выбором: чьи предписания игнорировать - российских или американских структур - с учетом обещанных санкций и штрафов IRS?
И эта проблема - по мере приближения 29 июня - становится все более актуальной, констатировал партнер PwC Legal.
В действительности, указал старший менеджер департамента корпоративных финансов компании Deloitte в СНГ Рустам Мухаметшин, в запасе остался всего-то месяц: с учетом того, что отчеты в российские ведомства банки должны представить за 10 дней до их отправки их в США. Но чтобы они успели это сделать, по идее, регламентировать сам порядок предоставления этих отчетов следовало бы хотя бы к 15 июня. Впрочем, как показывает опыт, при необходимости российские властные структуры способны оперативно утвердить нужные документы.
Инфографика
Страны, присоединившиеся к FATCA
К слову, и закон 173-ФЗ “Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юрлицами” был утвержден в рекордные сроки (Госдума РФ приняла его 20 июня 2014 г., далее документ рассмотрел Совет Федерации и к 30 июня он был подписан президентом). По имеющейся информации, соответствующие проекты правительственными структурами уже подготовлены. Пока сохраняются шансы на то, что правительство и в этот раз успеет разрешить поднятые банковским сообществом вопросы, в том числе и по сертификации средств защиты данных по FATCA, резюмировал Мухаметшин.
Последнюю проблему, правда, в “Альфа-Банке“ не сочли существенной. Как здесь предположили, “консалтинговые агентства нарочно сгущают краски”. Тогда как российским законодательством не предусмотрено обязательное требование по защите информации именно сертифицированными средствами криптографической защиты информации (СКЗИ). Есть определенные условия, когда такое требование возникает, но не в данном случае, пояснили в банке.
Однако пресс-служба “Росбанка” указала на необходимость “соответствия нормам российского регулирования и FATCA, в особенности в части, касающейся шифрования и передачи данных”. Как здесь сообщили, с учетом требований FATCA, касающихся представления отчетности в уполномоченный орган США, в банке определили для себя первоочередные задачи, связанные с выявлением лиц, сведения о которых необходимо сообщать в IRS, и с подготовкой корректной процедуры направления отчетов.
При этом для выявления лиц, подпадающих под требования FATCA, были существенным образом доработаны процессы приема на обслуживание клиентов, что, наряду с прочим, также потребовало изменений в ИТ-системе. В настоящий момент большинство вопросов, возникших в связи с отчетностью в IRS, в “Росбанке“ решены, уведомили в пресс-службе.
На практике, отметил Рустам Мухаметшин, многие российские банки приступили к решению проблематики FATCA лишь в мае-июне 2014 г., тогда как американские банки, к примеру, этим озадачились еще в 2010-2011 гг.
А потому один из главных уроков нынешней подготовки к взаимодействию с IRS заключается в том, что и подготовительные работы по подключению к европейскому аналогу FATCA – CRS не следует начинать в самый последний момент, сформулировал старший менеджер департамента корпоративных финансов компании Deloitte в СНГ.
Напомним, фактическое подключение России к общим стандартам отчетности Common Reporting Standards (CRS) — в рамках присоединения к упомянутой Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам – ожидается в 2018 г.
Предстоящие новации облегчатся для банков тем, что они регламентируются на уровне общего документа и практически уже будут обкатаны на FATCA. При этом попутно, наряду с переговорами на европейском направлении, также было бы резонно возобновить консультации с американской стороной по обеспечению полноценного двустороннего обмена информацией.
С тем чтобы эффективно укрепить ряды мирового интернационала в борьбе с уклонением от уплаты налогов и уходом в офшоры – в соответствии с современными глобальными трендами.
Одновременно для повышения привлекательности собственной экономики в глазах прочих налогоплательщиков российской стороне предстоит активно развивать промышленное и сельскохозяйственное производство вкупе с сектором услуг, всемерно сокращая с этой целью инфраструктурные и коррупционные издержки (успешному выполнению последнего условия, кстати, также посодействовало бы полноценное сотрудничество в рамках FATCA).
При грамотном управлении обозначенная задача вполне посильна для народа, некогда сумевшего в сжатые сроки перебазировать свои предприятия за Урал и сформировать экономику, обеспечившую его победу в Великой Отечественной войне, в которой США, кто бы что ни говорил сегодня, были на вторых ролях.
Наталья Приходко
Вернуться назад
|