ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Сети пошли поперек торговли

Сети пошли поперек торговли


25-04-2015, 11:05. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

На фоне ухудшения экономической конъюнктуры продолжается падение оборотов розничной торговли, рискующее достичь в этом году рекордного уровня. При этом крупные розничные сети, напротив, уверенно наращивают свои показатели, выступив в роли внутриотраслевого драйвера роста.

Один из крупнейших российских ритейлеров - “Лента“ – сообщил накануне об увеличении выручки за I квартал 2015 г. на 37,7% (до 54,492 млрд руб.) по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. При этом сопоставимые продажи выросли на 15%, средний чек увеличился на 6,7%, а покупательский трафик – на 7,8%.

О повышении чистой розничной выручки на 26,5% в годовом выражении также объявила на днях одна из крупнейших продуктовых розничных компаний в России - X5 Retail Group (“X5”). В числе основных факторов роста выручки здесь назвали расширение торговых площадей при положительных результатах деятельности магазинов, открытых за последние два года, и улучшении ценового предложения (за счет различных акций, скидок и т.п.).

Повышению выручки также поспособствовали высокие темпы продуктовой инфляции, а росту количества покупок – расширение сети эконом-класса “Пятерочка“, констатировали в Х5. Как заявил представитель последней, “реализуемая компанией политика позволяет ей чувствовать себя уверенно, несмотря на кризис“.

Очевидно, что сегодня покупатели предпочитают торговые предприятия современного формата, которые, благодаря этому формату, также оказываются более эффективными с точки зрения сокращения издержек, улучшения логистики и т. п., заметил “Вести Экономика“ аналитик УК “Финам Менеджмент“ Тимур Нигматуллин.

При этом, уточнил он, в условиях сокращения доходов населения также наблюдается переток покупателей в дискаунтеры типа “Магнит“ или “Пятерочка“. На таком фоне, осуществляя достаточно агрессивную стратегию наращивания собственных позиций, крупные розничные сети делают ставку не столько на увеличение среднего чека, сколько на рост трафика. И эта тенденция в течение года сохранится, предположил Нигматуллин.

Генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров также счел одной из главных причин уверенного роста ведущих розничных сетей предпринятое ими резкое увеличение торговых площадей. По данным упомянутой компании, за январь-март текущего года продовольственные магазины в России ввели почти вдвое больше новых торговых площадей, чем за тот же период 2014 г. Причем почти весь прирост обеспечила десятка крупнейших продовольственных ритейлеров. А два лидера - “Магнит“ и X5 Retail Group - открыли площадей почти вдвое больше (прирост на 251 600 кв м.), чем вся десятка в целом (118 900 кв м.).

Как подчеркнул Бурмистров, на фоне инфляции в I квартале этого года был зафиксирован рост оборота розничной торговли в продовольственном сегменте на 13,2% в денежном выражении. К концу года, вероятно, этот показатель составит 10%, тогда как в физическом выражении оборот снизится на 7-9%. При том, что пик роста инфляции, очевидно, был пройден в конце марта, а далее цены на сезонные товары, в частности, должны пойти на понижение.

По оценкам Нигматуллина, к концу года инфляция вырастет на 10-12%. При этом показатель оборота розничной торговли в сопоставимых ценах продемонстрирует снижение на 5-8% без пересчета по инфляции.

Росстат, оперируя показателем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, зарегистрировал снижение динамики в январе-феврале-марте 2015 г. (соответственно на 3,9%, 7,2% и 8,7%) при падении за квартал на 6,7% (до 6286,5 млрд руб.). Причем в марте в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 49,4%, а непродовольственных товаров - 50,6% (в марте 2014 г. - 46,8% и 53,2% соответственно). Всего же в 2014 г. розница приросла на 2,5%, тогда как по результатам этого года Минэкономразвития прогнозировало рекордное снижение розничного товарооборота на 8,2%.

Также отметив происходящую в отрасли консолидацию, при которой крупные федеральные сети отбирают долю рынка у более мелких игроков, руководитель ГК “Нексиа Пачоли” Светлана Романова сообщила: “Мы считаем, что в сфере розничной торговли продуктами питания спада по итогам 2015 г. не будет, а объем розничной торговли промышленными товарами может сократиться в пределах 5-7%”. В этой связи, оговорила Романова, потребительский спрос, основанный на банковском кредите, не сможет быть драйвером экономического роста.

По мнению Тимура Нигматуллина, “драйверская” роль потребительского спроса, вероятно, восстановится года через два, как это произошло и после предыдущего кризиса в 2008-2009 гг. Напомним, в 2010-2012 гг. потребление служило главной движущей силой развития экономики. Тогда как в нынешних кризисных условиях эту почетную роль изначально возложили на инвестиции, объемы которых, однако, тоже продолжают снижаться.

По оценке экспертов ВЭБа, в I квартале 2015 г. рост отечественной экономики снизится на 1,5% в годовом выражении и на 1,8%, в сопоставлении с последним кварталом 2014 г. В наибольшей мере на ухудшение общей динамики повлияло снижение планки в торговли и обрабатывающих производствах. При этом, добавил главный экономист ВЭБа Андрей Клепач, потребительская активность также продолжает уменьшаться в условиях сокращения реальных доходов населения и повышения нормы сбережения до двузначных величин - впервые с лета прошлого года.

Разумеется, рассуждает Бурмистров, предпринятое расширение крупных продовольственных сетей сопровождается активным привлечением инвестиций. Но при этом, конечно, торговля не может существовать без покупателя, на поведение которого оказывает негативное влияние общее ухудшение экономической конъюнктуры с сопутствующим ростом инфляции и безработицы, а также снижением доходов населения. В подобных обстоятельствах, очевидно, падение потребительской активности продолжится, резюмировал генеральный директор "INFOLine-Аналитика”.

Впрочем, пояснил исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов, с учетом того, что и в нынешнюю кризисную пору розничная торговля пока проседает менее ощутимо в сравнении с другими отраслями, она все же может посодействовать улучшению общей экономической динамики. При том, что крупные розничные сети продолжат демонстрировать прорывные показатели на фоне увеличения торговых площадей и более привлекательной ценовой конъюнктуры, конкретизировал Карпов.

Наталья Приходко


Вернуться назад