ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Революция M&A: банки-бутики побеждают гигантов

Революция M&A: банки-бутики побеждают гигантов


30-03-2015, 16:35. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Хотите купить новый актив? Вам в бутик. Эксперты обращают внимание на новейшую тенденцию на рынке M&A: такие крупные сделки как слияние Kraft Foods и Heinz теперь организовывают не банки-гиганты, а так называемые банковские бутики.

Новая эра?

Мы привыкли читать о том, что андеррайтерами IPO или консультантами при проведении сделок в сфере слияний и поглощений становятся такие знаменитые банки как, например, JP Morgan Chase. Однако последние тренды говорят о том, что корпорации, выходящие на рынок M&A, постепенно отказываются от услуг мастодонтов рынка и обращаются к банковским бутикам - инвестбанкам с ограниченным набором услуг, которые специализируются на конкретном типе сделок.

Самый свежий пример доминирования банковских бутиков в сфере M&A - пока еще не закрытая сделка по объединению Heinz и Kraft Foods силами бразильской инвесткомпании 3G Capital и Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта. Как стало известно, банки-бутики заработают на сделке более $100 млн. Так Centerview Partners LLC стал единственным советником Kraft Foods в рамках этой сделки, а Lazard - единственный банк, выступивший со стороны H.J.Heinz. В этом году объединение двух пищевых компаний может стать одним из крупнейших соглашений на рынке слияний и поглощений, а сумма сделки оценивается в $36,6 млрд.

Доля банковских бутиков на американском рынке M&A.

 

Сломать рынок

В деловой среде существует такое понятие как "disruption". Речь идет о нарушении привычной рыночной системы силами нового игрока, который внезапно начинает диктовать собственные правила игры. Обычно это актуально для высокотехнологических стартапов, однако действия банковских бутиков можно добавить к тому же списку.

Тот же Centerview в прошлом году уже был советником в рамках крупнейшей сделки: тогда гигант телекоммуникационного рынка Comcast решил поглотить менее крупного конкурента интернет-провайдера Time Warner Cable. Сделка еще не закрыта, но Centerview на ней уже заработала. С 2008г. банки-бутики удвоили свою долю выручки на американском рынке M&A. С 8% она выросла до 16% в прошлом году, и тенденция сохраняется. Правда рекорд был поставлен в 2013г., когда им удалось забрать 18% по информации Dealogic. Исследовательская фирма также сообщает, что Centerview, появившийся на рынке в 2006г., уже занимает 12 строчку в сфере M&A по объему выручки среди банков.

В то же время продолжаются споры вокруг определения "банковский бутик". Так Dealogic не включает в список таких компаний Jefferies LLC и уже упоминавшийся выше Lazard, хотя по многим признакам они принадлежат именно к такому классу игроков. Но никто не спорит, что модель их бизнеса в корне отличается от той, что мы видим у Goldman Sachs, Morgan Stanley или JP Morgan.

Среди мощнейших бутиков по мнению экспертов Dealogic также Qatalyst Partners, Perella Weinberg Partners LP и более известная широкому рынку Evercore Partners Inc.

 

Откуда они берутся?

Интересно, что банковские бутики иногда "отпочковываются" от более крупных компаний, когда кто-нибудь из топ-менеджеров решает таким образом расширить список своих собственных активов или ссорится с коллегами.

Скандалы нередко становятся причиной ослабления крупнейших игроков и играют в пользу бутиков. Один из наиболее известных примеров - уход Пола Таубмана из Morgan Stanley и его оглушительный успех в "самостоятельной" работе. В частности банкиру удалось заработать $175 млн на сделке, в рамках которой Verizon выкупила долю Vodafone в своем бизнесе Verizon Wireless за $130 млрд.

На самом деле банковские бутики появились еще в девяностых годах, когда были основаны Evercore Partners и Greenhill & Co. Практически все эти фирмы в итоге преуспели в своих областях вне зависимости от кризиса. Но именно рецессия 2008г. дала новый толчок к развитию банковских бутиков, позволяющих сократить издержки и максимально быстро и эффективно провести необходимую сделку.

Благоприятный фон

Помогает и благоприятный фон в сфере M&A. В принципе клиентов хватает практически на всех, и далеко не все традиционные игроки теряют прибыль. Так Goldman Sachs сообщил, что прибыль от его инвестиционного подразделения приблизилась к $6,5 млрд, а это лучший результат с 2008г. Основным преимуществом гигантов остается возможность организации сложных международных сделок. Здесь бутики пока на втором плане, но интересно будет посмотреть, изменится ли ситуация в будущем.


Вернуться назад