ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Терминал в Клайпеде: подсчитали - прослезились

Терминал в Клайпеде: подсчитали - прослезились


26-03-2015, 14:57. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Переход литовской Vilniaus energija на сжиженный природный газ из Норвегии привел к подорожанию цен на отопление для населения Литвы. Сообщается, что в марте отопление подорожало на 7% до 6,64 евроцента за 1 кВт/ч.

"С 1 марта в цене стала отражаться цена газа, который покупаем на терминале СПГ. Поскольку это самый дорогой газ на рынке, он стал причиной подорожания тепла. У Lietuvos dujų tiekimas покупаем более дешевый газ, что снизило цену. Поскольку на терминале СПГ в обязательном порядке мы должны покупать около 65% газа, а у Lietuvos dujų tiekimas - 35%, если все сложить, цена на отопление в марте увеличилась", - цитируют литовские СМИ пресс-секретаря Vilniaus energijа Нериюса Микалаюнаса.

Представитель энергетической компании рассказал, что дешевеющий трубопроводный газ не сможет и в дальнейшем оказывать существенного влияния на конечное ценообразование, т. к. компания вынуждена закупать значительные объемы СПГ согласно контракту. Его цена в настоящее время составляет 30,27 евро за МВт энергии с поставкой, сообщает Litgas.

В то же время с окончанием отопительного сезона цена на газ снижается и к лету достигнет минимальных значений за год.

При этом власти страны возлагают очень большие надежды на запущенный СПГ-терминал в Клайпеде и уже отказались продлевать по этой причине долгосрочный контракт с "Газпромом".

История вопроса

Терминал природного сжиженного газа в портовой Клайпеде с 1 января начал свою официальную коммерческую деятельность.

Пока у терминала есть единственный поставщик — компания Statoil, которая ежегодно будет поставлять в Литву 0,54 млрд природного газа, что составляет пятую часть всех потребностей Литвы.

Первый коммерческий год газового терминала заканчивается 30 сентября 2015 г. До этого времени Литва надеется привлечь других поставщиков газа.

В конце февраля Litgas подписал соглашение, в рамках которого в 2016 г. могут быть организованы поставки СПГ от американской компании Cheniere Energy. Ведутся переговоры и с другими поставщиками.



Суммарно Литва потребляет около 3 млрд куб. м в год. Тем не менее, как отмечает "Би-би-си", объемы потребляемого природного газа в Литве последние несколько лет стремительно снижаются – как из-за более теплых зим, так и из-за активного использования альтернативных видов топлива.

Однако у местного населения и бизнеса, в отличие от политиков, отношение к СПГ-терминалу неоднозначное. Бизнес, потребляющий энергию, обеспокоен, что правительство теперь принудит его в обязательном порядке покупать часть газа по "рыночной" цене терминала, которая, как ожидается, будет выше "политической" цены "Газпрома".

Президент Литвы Грибаускайте уже давно окрестила строительство этого СПГ-терминала "достижением государства" и уверена, что отныне Литва стала "энергетически безопасным независимым государством".

Однако, как напоминает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, у ЕС в данный момент функционируют множество СПГ-терминалов суммарной мощностью порядка 250 млрд куб. м в год.

"Эта суммарная мощность куда больше тех объемов, которые поставляет в Евросоюз "Газпром". Но около 80% этих терминалов простаивают. Дешевый СПГ уже много лет почему-то отказывается самозарождаться на рынке. Литовский терминал, по всей видимости, ждет точно такая же судьба – быть катастрофически недозагруженным",- отмечает он.

Переживают и жители Клайпеды: взрывоопасную инфраструктуру по перекачке сжиженного газа разворачивают в районе порта, в непосредственной близости от жилых массивов.

Против строительства терминала и моста на Куршскую косу (потребность в нем связана именно с терминалом, работа которого парализует паромную переправу, а с ней и автомобильное движение в Клайпеде) неоднократно высказывались и литовские, и российские экологи, и "Гринпис", и ЮНЕСКО.

"Ситуация, которая сложилась в Литве, наглядно подтверждает простое правило: если правительство заботится о похвале Еврокомиссии, то будет страдать население, - полагает Фролов. - Как-то иначе объяснить этот цирк с терминалом, нежели желанием выслужиться, невозможно, так как изначально было ясно – СПГ будет дороже, чем трубопроводный газ.

Притом, обратите внимание, речь пока не идет о покупке сжиженного природного газа у стран, расположенных в Азии или Африке, речь о близлежащей Норвегии (которая, кстати, пообещала нарастить производство газа для европейских потребителей)".

Как отмечает аналитик, мощность терминала – 4 млрд куб. м – для Литвы явно избыточна.

По словам бывшего министра энергетики Арвидаса Сякмокаса, для Литвы было важно обзавестись альтернативным поставщиком, который бы поставлял газ через новый терминал. Он считает, что Литва "получила особенно хорошие карты в руки".

По его мнению, открытие терминала по сжиженному газу, а также падение цен на нефть на мировом рынке создали благоприятные условия для переговоров с "Газпромом".

Однако Александр Фролов подчеркивает: "Никакой "свободный рынок" не позволит СПГ-терминалу окупиться, поэтому государство включает регуляторные механизмы, принуждая крупных потребителей закупать определенную долю газа на терминале. Сами потребители в этом не заинтересованы: дорогой газ приводит к повышению себестоимости продукта. В этом смысле "независимость от российского газа", за которую ратует литовское руководство, – бессмыслица".

Фактически Литва становится по-настоящему зависимым государством, но не от российского газа, а от верноподданнических настроений своего руководства, считает он. С точки зрения национальной безопасности Литвы отказ от российского газа был бы крайне неразумным шагом, полагает Александр Фролов.

По его мнению, если бы ее руководство действовало в интересах своей страны, стараясь укрепить конкурентоспособность отечественных производителей, заботясь о снижении себестоимости различной продукции и счетов за тепло и электричество для населения, то СПГ-терминал уже канул бы в Лету.

Но руководство Литвы исходит из иной логики, поэтому оно будет всеми силами навязывать газ с этого терминала внутреннему потребителю. А потребитель всеми силами будет сопротивляться этим усилиям, предпочитая более дешевый газ из России. И ситуация будет лишь обостряться по мере снижения цены на российское голубое топливо (связанное со снижением цены на нефть).


Вернуться назад