Федеральная антимонопольная служба (ФАС) определила, как оградить малый бизнес от своего избыточного контроля (один из пунктов антикризисного плана правительства). Предложения направлены в Минэкономразвития, рассказал "Ведомостям" начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский: получить иммунитет смогут компании, "не обладающие рыночной силой" и не контролирующие существенную долю рынка.
ФАС предлагает исключить из закона "О защите конкуренции" норму, позволяющую признавать доминирующей компанию с долей рынка менее 35%. Все соглашения между компаниями, доля которых на товарном рынке не превышает 5%, ФАС предлагает признать легальными, вне закона должны остаться только картели. По мнению Пузыревского, эти меры защитят малый бизнес от чрезмерного контроля. К некартельным относятся соглашения между компаниями, не связанными напрямую, например между банком и страховой компанией, или если конкурирующие компании создают совместное предприятие.
Минэкономразвития выступает за более широкий иммунитет - освободить от преследования все малые предприятия независимо от доли на рынке. Не должны возбуждаться дела против бизнеса с выручкой до 60 млн руб. за злоупотребление доминирующим положением, рассказывает федеральный чиновник. Антикризисный план предусматривает увеличение выручки, позволяющей отнести компанию к микропредприятию, с 60 млн до 120 млн руб. Кроме того, не стоит преследовать малые предприятия, которые договорились делить товарные рынки по территориальному принципу, говорит чиновник. А за картельный сговор следует наказывать, только если картель причинил вред, считает собеседник "Ведомостей". Но эти предложения ФАС не учла, сообщил представитель Минэкономразвития.
15% дел за картели и злоупотребление доминирующим положением ФАС возбудила против малого бизнеса, хотя эти нарушения не представляют значительной угрозы для конкуренции, рассказывает федеральный чиновник. У малого бизнеса нет монопольной власти, какую бы долю рынка он ни контролировал, согласен старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. Малый бизнес, как правило, не обладает рыночной властью и не может ею злоупотребить, отмечает и представитель "открытого правительства". И малый бизнес может быть монополистом в регионе, настаивает Пузыревский.
Предложения ФАС не решат проблемы, поскольку рыночная доля - несовершенный индикатор, считает Новиков. Географические границы рынков всегда определяются по административным границам регионов, невзирая на действительную территорию обращения товара, говорит представитель "открытого правительства". К тому же мера по исключению индивидуального доминирования при доле рынка менее 35% уже согласована и зафиксирована в четвертом антимонопольном пакете (проект поправок принят Госдумой в первом чтении. - "Ведомости"), удивляется член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов. ФАС возбуждает огромное число дел, но не может качественно расследовать столько нарушений, а предложения ФАС сократят их всего на 10%, рассуждает Новиков.
Но введение иммунитета, исходя из оборота, развяжет руки муниципалитетам, спорит первый вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин. Они и сейчас пытаются устранить конкурентов аффилированных с ними структур административными методами, говорит он.