В понедельник министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев на совещании по экономическим вопросам у премьер-министра Дмитрия Медведева представит антикризисный план - ответ Белого дома на обвал нефтяных цен, пишет газета "Коммерсант", которой стали известны подробности документа.
По данным издания, 17 января ведомство внесло "План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году" в Белый дом, обсуждение ряда его положений с Минпромторгом и пенсионных инициатив с Минфином и Минтрудом продолжалось на выходных, подтвердили другие источники в правительственных ведомствах.
Позиции Минэкономики и Минпромторга по вопросу поддержки автопрома по-прежнему кардинально расходятся. Минэкономики предлагает радикальные меры: смягчение соглашений о промсборке и даже заключение новых договоров, вопреки обязательствам РФ перед ВТО, а также возобновление льготного автокредитования. Но Минпромторг резко против таких послаблений. В результате самой реальной мерой господдержки остается продление действующей программы утилизации.
Общий смысл предлагаемого ответа Минэкономики на обвальное снижение федеральных доходов от обвала нефтяных цен в январе 2015 года тем не менее уже определен. Основные инициативы команды Алексея Улюкаева не предусматривают новых крупных расходов бюджета — регуляторные. Наиболее интригующая макроэкономическая идея Минэкономики за пределами госрегулирования — "нахождение оптимального баланса между размером бюджетного дефицита и фискальной устойчивостью", ее предлагается обсудить в феврале 2015 года, в тексте она не раскрыта; вероятно, как и ранее, Минэкономики предлагает резко увеличить бюджетный дефицит с покрытием его новыми займами ОФЗ.
В сфере импортозамещения пока главная инициатива — экстренная (к февралю 2015 года) разработка поправок к закону N223 о госзакупках, требующих от госАО и компаний, которым оказывается господдержка, осуществлять фиксированную долю закупок в России и планировать закупки за пределами РФ в пока не определенном особом режиме, консультируясь с правительством.
В банковской сфере Минэкономики настаивает на реализации своей совместной с Минфином инициативы по качественному ослаблению банковского надзора, но уже в более резкой форме, например в виде временного отказа от ряда положений не только стандартов "Базель-3", но и стандартов "Базель-2". Напомним, идеи Алексея Улюкаева и Антона Силуанова на этот счет Банк России хоть и в мягкой форме, но категорично отверг: обсуждение Белым домом повторно внесенных инициатив может стать повторным тестированием политических позиций главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. К банковской главе примыкает и программа создания единой структуры поддержки рынка жилья на базе АИЖК.
Для поддержки авиаперевозок правительство готово не только увеличить объем субсидий отрасли, но и, возможно, пожертвовать доходами бюджета в 30 млрд руб в год, обнулив НДС для внутренних рейсов. Против традиционно выступает Минфин, но источники "Коммерсанта" в отрасли считают меру самой эффективной. При этом эксперты уверены, что сохранить текущую конфигурацию авиарынка в любом случае вряд ли удастся и без банкротств перевозчиков не обойтись.
Основная мера поддержки частных компаний — активизация постановления правительства N825 от 14 августа 2012 года, описывающего порядок антикризисных госгарантий, продление этой программы (фактически замороженной в 2012 году) на 2015 год и выделение компаниям госгарантий на сумму до 300 млрд руб с упрощением порядка предоставления гарантий в инвестпроектах. Предусмотрены и длинные (от пяти лет) кредиты ВЭБа по сниженным ставкам резидентам особых экономических зон.
В исходных планах Минэкономики предполагалось уделить особое внимание развитию ОЭЗ — вплоть до субсидий регионам на покрытие части таможенных платежей и кредитов их резидентам, но в документе, переданном в правительство, ОЭЗ не упоминаются — возможно, эту тему Белый дом будет прорабатывать отдельно.
Предлагаемые меры по поддержке сельского хозяйства малозначимы, кроме крайне значимой меры — отсрочки уплаты НДС аграриями на конец третьего квартала при продаже будущего товара до сбора урожая. Торговле Минэкономики предлагает помочь лишь запретом на внесудебную ликвидацию объектов нестационарной торговли и некоторой ее либерализацией — проект, впрочем, также появится не ранее третьего квартала 2015 года.
К этому же сроку, к которому, судя по всему, ведомство прогнозирует всплеск безработицы, Минэкономики предложит правительству рассмотреть программу ограниченной либерализации рынка труда и "частичный пересмотр" отраслевых тарифных соглашений в сфере госмонополий — замораживание в них зарплат в 2015 году.
Самым проблемным в антикризисном плане Минэкономики может оказаться пакет "мер по снижению издержек бизнеса": отказ от готовящихся и уже введенных ужесточений госрегулирования задевает интересы чуть ли не половины ведомств. Алексей Улюкаев также предложит президенту Владимиру Путину издать указ, временно запрещающий вводить новые требования и расходные обязательства для предпринимательской деятельности.
Предлагаемые социальные меры подробны, но довольно немасштабны — кроме предлагаемой разработки закона о том, что меры соцподдержки предоставляются населению только по заявлению гражданина. Предлагаемые меры по поддержке высокотехнологичного экспорта, в том числе через ВЭБ и ЭКСАР, также крупных новостей не содержат. Предлагается также существенно либерализовать режим экспорта, в частности осуществить переход к закрытому списку товаров, экспорт которых ограничен. Сейчас экспортер обязан подтверждать ФТС, что экспорт именно его товара не ограничивается государством.
Антикризисный план для банков в версии Минэкономики, с которым ознакомился "Коммерсант",— радикальное смягчение регулирования вплоть до бессрочной приостановки внедрения базельских требований, поддержка социальной ипотеки и строительства жилья экономкласса. Впрочем, учитывая, что банкирам этого мало, а ЦБ — слишком много, итоговый вариант поддержки, скорее всего, будет иным.
Следующая мера, предлагаемая Минэкономики, формально не касается 2015 года — продление заморозки накопительного компонента пенсионной системы, заканчивающееся в этом году, на 2016-2018 годы — без трансфертов, замещающих в ПФР взносы на накопительную пенсию. Это даст в 2016 году бюджету малозначимую сумму экономии 37 млрд руб, но в 2017 году она вырастет до 165 млрд руб, а в 2018-м — до 220 млрд руб. При принятии этого предложения накопительная система будет окончательно разрушена — впрочем, и при отказе от идеи перспективы работы НПФ в условиях жесткой рецессии неочевидны.
Наконец, Минэкономики предлагает вернуться к дискуссии по старым инициативам Минфина: увеличение пенсионного возраста и невыплата части пенсии работающим пенсионерам. Эти идеи предлагается обсудить в первом квартале 2015 года.
Отдельной главой Минэкономики перечисляет списки регуляторных нововведений (от новаций в применении ветсертификатов до сборов на использование автодорог), которые предлагается пока не применять (см. "Онлайн"). Предлагается также вообще пока (до 2017 года) отказаться от новых мер, косвенно увеличивающих административную нагрузку на бизнес.
|