ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Немецкий бизнес в России несет потери, но уходить не собирается

Немецкий бизнес в России несет потери, но уходить не собирается


22-12-2014, 10:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Немецкий бизнес в России несет потери, но уходить не собирается

На прошедшем на прошлой неделе саммите Евросоюза было принято решение воздержаться от введения новых санкций в отношении России.
Решение об ужесточении санкций не принималось, потому что их не должно было быть, так как в настоящее время продолжается процесс урегулирования на Украине, заявил по итогам саммита президент Франции Франсуа Олланд.
Санкции были наложены по определенным причинам и могут быть отменены, только если эти причины исчезнут, уточнила позицию европейских государств канцлер Германии Ангела Меркель.
Несмотря на обещания не усугублять ситуацию, ЕС согласовал новый пакет санкций, направленный против Крыма. Согласно новым ограничительным мерам граждане и компании Евросоюза не имеют право покупать недвижимость или компании в Крыму, финансировать крымские предприятия и оказывать им услуги.
Но санкции бьют не только по России, но и по иностранному бизнесу. И эффект бумеранга с каждым днем становится все более ощутимым. Как сегодня оценивают ситуацию немецкие компании, уже успешно работающие в России? Экспертную оценку и результаты опроса представляют эксперты Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП).

Согласно актуальным данным Российско-Германской внешнеторговой палаты, на сегодняшний день в России работают 6 тыс. немецких компаний. Среди основных трудностей, связанных с внешнеэкономической конъюнктурой и кризисными явлениями, эксперты ВТП выделяют ограниченный доступ к финансированию, обесценивание рубля, слабый конъюнктурный рост.

Две трети немецких компаний считают введенные санкции неэффективными. При этом почти 60% опрошенных подтверждают влияние санкций на бизнес. По данным Федеральной налоговой службы и Государственной регистрационной палаты, в России зарегистрировано ровно 6 тыс. компаний с немецким капиталом.

Стоит отметить, что по сравнению с прошлым годом это число незначительно уменьшилось (примерно на 3%).

Около половины немецких компаний (3026) зарегистрированы в Москве, 763 – в Санкт-Петербурге и 2211 – в других российских регионах. Почти 90% являются российскими юридическими лицами, остальные 10% – это филиалы и представительства.

«Несмотря на сильно изменившиеся рыночные условия, немецкие компании сохраняют позиции на российском рынке. Некоторые, наоборот, именно сейчас используют возможность выхода на рынок», – поясняет Райнер Зеле, президент Российско-Германской внешнеторговой палаты.

В декабре этого года ВТП провела среди немецких компаний, представленных в России или работающих с российскими партнерами, репрезентативный опрос о влиянии санкций. Около 60% респондентов подтвердили, что их бизнес затронули введенные обеими сторонами ограничения. По сравнению с результатами опроса, проведенного в августе, этот показатель увеличился на 20%.

В то же время две трети опрошенных по-прежнему не верят в политическую эффективность санкций. «Мы не были уверены ранее и сейчас сомневаемся в том, что с помощью санкций можно достичь поставленных политических целей. В любом случае введенные ограничения оказали значительное влияние на экономику, причем в обеих странах», – сокрушается д-р Фолькер Трайер, глава внешнеэкономического отдела Объединения торгово-промышленных палат Германии.

Почти 30% опрошенных компаний ощущают влияние финансовых ограничений на их бизнес. Четверть респондентов затронуло регулирование товаров двойного назначения и 21% – санкции в отношении юридических лиц.

Ограничения в бизнесе от других видов санкций испытывают около четверти опрошенных немецких компаний. Часть респондентов отмечает, что их бизнес затронули все категории санкций.

Как следствие – компании вынуждены откладывать осуществление и финансирование проектов (41%) или полностью их отменять (36%), увольнять сотрудников в России (28%) или Германии (6%). Для 12% респондентов антикризисной мерой является локализация и только 5% вынуждены будут уйти из России при сохранении текущих тенденций в экономике.

Аналогично итогам прошлых опросов наибольшее влияние на бизнес компаний оказывают следующие рамочные условия: обесценивание рубля, слабый экономический рост и возрастающая неуверенность относительно развития рынка. Прямым следствием санкций стали также переориентация российских клиентов на азиатский рынок, усиление протекционизма и дестабилизация российской финансовой системы. Психологическим эффектом можно назвать потерю доверия между партнерами, что подтвердили 10% участников опроса. К средне- и долгосрочным последствиям введенных ограничений относятся сокращение обмена технологиями (ноу-хау) и солидаризация государства и населения.

Чтобы защитить бизнес от волатильности курсов, почти треть компаний заключает договоры в валюте, 17% опрошенных немецких компаний ориентируется на актуальный курс Центрального банка, а 12% пользуются инструментами обеспечения обязательств, которые предлагают банки. Треть компаний не принимает никаких мер.

Несмотря на обесценивание рубля, повышение ключевой ставки, импортированную и рыночную инфляцию, около 40% российских заказчиков финансируют поставки с помощью российских банков, 16% пользуются кредитами своих немецких поставщиков и только 7% прибегают к страхованию экспортных кредитов или услугам немецких банков.

Значительное большинство компаний оценивает актуальную экономическую ситуацию как тяжелую и готовится к очень напряженному 2015 году. Однако 75% респондентов, как и прежде, убеждены в высоком потенциале российского рынка в долгосрочной перспективе.

Ната Марк,
ТПП-Информ


Вернуться назад