ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Немецкий бизнес в России несет потери, но уходить не собирается
Немецкий бизнес в России несет потери, но уходить не собирается22-12-2014, 10:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Немецкий бизнес в России несет потери, но уходить не собираетсяНа прошедшем на прошлой неделе саммите Евросоюза было принято решение воздержаться от введения новых санкций в отношении России. Согласно актуальным данным Российско-Германской внешнеторговой палаты, на сегодняшний день в России работают 6 тыс. немецких компаний. Среди основных трудностей, связанных с внешнеэкономической конъюнктурой и кризисными явлениями, эксперты ВТП выделяют ограниченный доступ к финансированию, обесценивание рубля, слабый конъюнктурный рост. Две трети немецких компаний считают введенные санкции неэффективными. При этом почти 60% опрошенных подтверждают влияние санкций на бизнес. По данным Федеральной налоговой службы и Государственной регистрационной палаты, в России зарегистрировано ровно 6 тыс. компаний с немецким капиталом. Стоит отметить, что по сравнению с прошлым годом это число незначительно уменьшилось (примерно на 3%). Около половины немецких компаний (3026) зарегистрированы в Москве, 763 – в Санкт-Петербурге и 2211 – в других российских регионах. Почти 90% являются российскими юридическими лицами, остальные 10% – это филиалы и представительства. «Несмотря на сильно изменившиеся рыночные условия, немецкие компании сохраняют позиции на российском рынке. Некоторые, наоборот, именно сейчас используют возможность выхода на рынок», – поясняет Райнер Зеле, президент Российско-Германской внешнеторговой палаты. В декабре этого года ВТП провела среди немецких компаний, представленных в России или работающих с российскими партнерами, репрезентативный опрос о влиянии санкций. Около 60% респондентов подтвердили, что их бизнес затронули введенные обеими сторонами ограничения. По сравнению с результатами опроса, проведенного в августе, этот показатель увеличился на 20%. В то же время две трети опрошенных по-прежнему не верят в политическую эффективность санкций. «Мы не были уверены ранее и сейчас сомневаемся в том, что с помощью санкций можно достичь поставленных политических целей. В любом случае введенные ограничения оказали значительное влияние на экономику, причем в обеих странах», – сокрушается д-р Фолькер Трайер, глава внешнеэкономического отдела Объединения торгово-промышленных палат Германии. Почти 30% опрошенных компаний ощущают влияние финансовых ограничений на их бизнес. Четверть респондентов затронуло регулирование товаров двойного назначения и 21% – санкции в отношении юридических лиц. Ограничения в бизнесе от других видов санкций испытывают около четверти опрошенных немецких компаний. Часть респондентов отмечает, что их бизнес затронули все категории санкций. Как следствие – компании вынуждены откладывать осуществление и финансирование проектов (41%) или полностью их отменять (36%), увольнять сотрудников в России (28%) или Германии (6%). Для 12% респондентов антикризисной мерой является локализация и только 5% вынуждены будут уйти из России при сохранении текущих тенденций в экономике. Аналогично итогам прошлых опросов наибольшее влияние на бизнес компаний оказывают следующие рамочные условия: обесценивание рубля, слабый экономический рост и возрастающая неуверенность относительно развития рынка. Прямым следствием санкций стали также переориентация российских клиентов на азиатский рынок, усиление протекционизма и дестабилизация российской финансовой системы. Психологическим эффектом можно назвать потерю доверия между партнерами, что подтвердили 10% участников опроса. К средне- и долгосрочным последствиям введенных ограничений относятся сокращение обмена технологиями (ноу-хау) и солидаризация государства и населения. Чтобы защитить бизнес от волатильности курсов, почти треть компаний заключает договоры в валюте, 17% опрошенных немецких компаний ориентируется на актуальный курс Центрального банка, а 12% пользуются инструментами обеспечения обязательств, которые предлагают банки. Треть компаний не принимает никаких мер. Несмотря на обесценивание рубля, повышение ключевой ставки, импортированную и рыночную инфляцию, около 40% российских заказчиков финансируют поставки с помощью российских банков, 16% пользуются кредитами своих немецких поставщиков и только 7% прибегают к страхованию экспортных кредитов или услугам немецких банков. Значительное большинство компаний оценивает актуальную экономическую ситуацию как тяжелую и готовится к очень напряженному 2015 году. Однако 75% респондентов, как и прежде, убеждены в высоком потенциале российского рынка в долгосрочной перспективе. Ната Марк, Вернуться назад |