В результате продажи автомобилей взлетели до более чем 16 миллионов за прошедшие 6 месяцев. (На целых 7 миллионов выше минимума в январе 2009). И не трудно увидеть, почему. Финансовые гуру упаковывают эти сомнительные кредиты в бонды, нагружают ими энергичных инвесторов и переводят прибыли в ещё более дрянные кредиты. Идеальный цикл, и он не прекратится, пока кредиты не перестанут раздуваться, пугливые инвесторы не кинутся искать выход, а Сладкий Папик не кинется на выручку с очередной финансовой помощью.
Но мы забегаем вперёд. Взгляните сначала на эти графики Палаты Долга, которые демонстрируют несоразмерность между авто-расходами и другими видами расходов, начиная с конца спада в 2009.
Палата долгов:
: «Новые покупки автомобилей во многом стимулировали восстановление потребительских расходов. На графике ниже показано восстановление расходов на новые автомобили и другие розничные расходы:
С 2009 по 2013 расходы на покупку новых автомобилей выросли на 40% в номинальном выражении. Все остальные расходы выросли лишь на 20%. Далее, исключая автомобили, в 2013 году рост розничных расходов в номинальном выражении ниже, чем в 2012:
Вызывает обеспокоенность то, что покупки автомобилей подпитываются долгом, учитывая сильное восстановление на рынке автокедитов. Ниже приведен чистый поток автокредитов с 2002 до 2013. Это чистый поток, поскольку включает оплаты наличными в дополнение к новым источникам. Как показано, автокредиты в 2012 и 2013 превышают показатели любого другого года за период роста с 2002 по 2007. (Хотя они все ещё ниже, чем автокредиты в 2000 и 2001 гг.).
(“Another Debt-Fueled Spending Spree?” House of Debt)
Как вам это? Итак, на сегодня в автокредитах долговой пузырь больше, чем был до банкротства. Но почему? Из-за того, что спрос высок, есть масса рабочих мест, растут зарплаты, растёт экономика, и люди с оптимизмом смотрят в будущее?
Чёрта с два. Это потому, что проценты низкие, кредит взять легко, а дилеры готовы без вопросов усадить в сверкающее новенькое авто любого, у кого есть в наличии права и пульс. Вот подробности из статьи в «Нью-Йорк Таймс» под заголовком «Субстандартный пузырь для подержанных машин: заёмщики выплачивают заоблачные проценты» Джессики Сильвер-Гринберг и Майкла Горкери:
«Автокредиты людям с запятнанной кредитной историей выросли более, чем на 130% за пять лет, сразу после финансового кризиса; в прошлом году в грубом приближении каждый из четырёх новых автокредитов относится к субстандартным – это кредиты заёмщикам с «кредитным баллом» 640 или ниже.
Взрывной рост подталкивается частично той же динамикой, что работала в субстандартной ипотеке. Поток денег вливается в субстандартные автокредиты, поскольку высокие процентные ставки и устойчивые прибыли привлекают инвесторов. Точно так же, как Уолл-Стрит поддерживал ипотечный бум, некоторые из крупнейших банков и частные акционерные фирмы подпитывают рост субстандартных автокредитов, инвестируя кредиторов и предоставляя им деньги на выдачу кредитов.
И, подобно субстандартной ипотеке перед финансовым кризисом, многие субстандартные автокредиты упаковываются в комплексные ценные бумаги и продаются банками страховым компаниям, частным инвестиционным фирмам и государственным пенсионным фондам как ценные бумаги – процесс, который создает постоянно растущий спрос на кредиты.
«Нью-Йорк Таймс» проверила более 100 судебных дел о банкротстве, десятки гражданских исков против кредиторов и сотни кредитных документов и выяснила, что субстандартные автокредиты могут сопровождаться процентными ставками, превышающими 23%. Займы обычно как минимум вдвое превышают стоимость купленного подержанного автомобиля, в числе которых и десятки повреждённых автомобилей с механическими дефектами, скрытыми от заёмщика. Такие кредиты могут ввергнуть и так уже ненадёжного заёмщика в долговую пропасть, некоторых даже довести до банкротства – судя по судебным документам, равно как и интервью с заёмщиками и юристами в 19 штатах.
Другим эхом ипотечного бума, как показало расследование «Нью-Йорк Таймс», стало множество кредитов, когда предоставлялась недостоверная информация о доходах заёмщика и его занятости, что давало возможность потерявшим работу людям, банкротам или живущим на социальное обеспечение получать кредиты, которые они никогда не могли бы выплатить»
(««Субстандартный пузырь для подержанных машин: заёмщики выплачивают заоблачные проценты», «Нью-Йорк Таймс»)
Можете ли вы поверить, что такое мошенничество происходит прямо средь бела дня, и регуляторы не вмешиваются? Задумайтесь на минуточку: если журналисты «Нью-Йорк Таймс» нашли «десятки займов с недостоверной информацией о доходах и занятости заёмщика», то почему этого не смогли сделать государственные регуляторы? Это же смешно. Мы говорим тут о новой версии «кредитах врунам», когда дилеры помогают тем, у кого нет средств выплатить долг, подделывать данные в кредитной анкете, чтобы они могли уехать на сверкающей новой «Импала».
Вам не кажется, что мы уже видели это кино?
А вот ещё из USA Today:
«В первом квартале 2014 года 24,9% всех кредитов на новые автомобили были на срок от 73 до 84 месяцев. Четыре года назад менее 10% кредитов были на такой срок. В действительности такие долговременные кредиты растянули срок кредита на новый автомобиль до 66 месяцев. Это абсолютный рекорд».
7 лет на то, чтобы выплатить деньги за машину? Вы меня разыгрываете? Это ж как вторая ипотека. И более того. Средняя месячная выплата и средняя сумма финансирования в первом квартале тоже установили абсолютный рекорд. Вот из «Авто Ньюс»:
«Средняя ежемесячная выплата за новый автомобиль в первом квартале составляла $474, на 3,3% выше, чем годом раньше. Средняя ежемесячная выплата за подержанный автомобиль составляла $352, на 1,1% выше, - как говорит Experian Automotive».
В том же первом квартале средняя ссуда на новый автомобиль составляла $27,612, рост на $964 или 3,6%. Для подержанных автомобилей средняя ссуда составляла $17,927, на $395 или 2,3% выше».
(“Сроки автозаймов: ежемесячные выплаты взлетели в период Q1“, Auto News)
Итак, американцы не просто ещё больше влезают в долги - они также рассчитывают, что их финансовое положение будет достаточно стабильным, чтобы неплохо справится с этими выплатами в будущем. Удачи им в этом.
Стоит ещё отметить, что во многих соглашениях дилеры на самом деле выставляют сумму, превышающую стоимость автомобиля. По словам Дэвида Генри из «Рейтер»,
«Средний коэффициент «кредит-стоимость» на новые автомобили вырос до 110,6%... на подержанные – до 133,2%...
Автокредиторы часто предоставляют ссуды, превышающие стоимость автомобилей, которые финансируют, поскольку заёмщики хотят получить наличные для оплаты налога с продаж и комиссионного сбора».
(« Американские покупатели автомобилей берут больше ссуд, в то время как ставки падают, а критерии снижаются», David Henry, Reuters)
Давайте посмотрим, верно ли мы это поняли: вы входите в автосалон, не имея ни цента за душой, и выезжаете на совершенно новом автомобиле, не заплатив никакого задатка? Вот это сделка! Видите, почему мы считаем, что цифры продаж – это большое жульничество? Это не признак сильной экономики. Это признак гигантского кредитного мошеннического пузыря. Но что от этого получают дилеры? Действительно ли того стоит – испортить страхование, когда они знают, что в итоге им придётся изъять автомобиль? Наверняка так, потому что на том, чтобы загонять людей в неподъёмные для них долги, делаются большие деньги.
Вот как это объясняет «Нью-ЙоркТаймс»:
«Автокредиты, которые считаются субстандартными, заёмщикам с кредитным баллом 640 или ниже, резко выросли в прошедшие пять лет. Во многом скачок был вызван спросом среди инвесторов на ценные бумаги, поддерживаемые кредитами, которые предлагают высокие прибыли при низких процентных ставках. Приблизительно 25% кредитов на новые автомобили в прошедший год были субстандартными, а объём субстандартных автокредитов за первые три месяца этого года превысил $145 миллиардов».
В точку. Они не только делают деньги на высоких процентных ставках, которые вешают на субстандартных заёмщиков (иногда 23% и выше), так они ещё и делают деньги на продаже кредитов инвесторам, которые жаждут купить какие угодно дрянные бонды при условии, что их доходность выше, чем по бумагам американского казначейства. Всю эту мешанину создал Бернанке, зафиксировав процентные ставки около нуля почти на 6 лет. Политика нулевых процентных ставок неизбежно ведёт к непомерным рискам, на которые идут помешанные на прибыли спекулянты. Ненасытный аппетит на субстандартные ценные бумаги (ABS– поддержанные активами обязательства) удивил даже эмитентов бондов, которые постоянно сбиваются с ног в поисках дрянных продуктов. Вот из той же статьи в «Нью-Йорк Таймс»:
«Инвесторы в поисках высоких прибылей, когда процентные ставки низки, недавно кинулись покупать бонды, выпущенные «Финансовой Службой Престиж», Огайо. Запросы на инвестирование в $390-миллионную долговую сделку были в четыре раза выше, чем объём выпущенных ценных бумаг.
Что же поддерживает многие из этих ценных бумаг? Автокредиты, выданные людям, которые являются банкротами.
Аффилированная с «Группой Компаний Ларри Х. Миллера», компания «Престиж» специализируется на выдаче кредитов банкротам, упаковывает их в ценные бумаги и продаёт инвесторам.
«Это горячий сектор», сказал в интервью в марте ведущий сотрудник фирмы Ричард Л. Хайд. Инвесторы делают ставку на рискованных заёмщиков. Средняя процентная ставка по кредитам, включённым в недавнее предложение фирмы «Престиж», например, составляет 18,6%, чуть выше подобного же предложения годом ранее… Чтобы удовлетворить растущий спрос, Уолл-Стрит хватает всё больше и больше займов, которые войдут в пакеты сложных инвестиций». («Нью-Йорк Таймс»).
ХА! Вот хороший способ почистить старые пенсионные фонды – нагрузить их бондами, состряпанными из кредитов, выданных банкротам.
Это влияние нулевых процентных ставок на поведение инвесторов. Отказ от дешёвой и обильной ликвидности неизбежно ведёт к проблемам. Есть и жертвы этой санкционированной Центробанком золотой лихорадки, а именно – простодушные заёмщики, которые выплачивают непомерно высокие проценты за потрёпанные автомобили, которые обычно стоят меньше половины суммы ссуды. (Примеры см. в статье «Нью-Йорк Таймс»).
«Нью-Йорк Таймс» отмечает, что рейтинговые агентства подыгрывают финансовым компаниям, как делали это и во время фиаско с субстандартной ипотекой. Вот ещё из того же издания::
«Рейтинговые агентства, которые оценивают качество бондов, помогают раздувать бум. Они дают массе этих ценных бумаг высшие рейтинги, расчищающие путь для покупки бондов основным инвесторам, от пенсионных фондов до пенсионных счетов работников. В марте, к примеру, «Standard & Poor’s» благословил большую часть бондов «Престижа» рейтингом ААА. Часть подобных же бондов, которые «Престиж» продал в прошлом году, тоже получила у них высший рейтинг. Значительная доля держателей этих бондов – паевые инвестиционные фонды, управляемые BlackRock, одним из крупнейших в мире инвестиционных менеджеров». («Нью-Йорк Таймс»)
Задайте себе, дорогой читатель, следующий вопрос: Как могут рейтинговые агентства давать «многим из этих ценных бумаг высший рейтинг», когда расследования «Нью-ЙоркТаймс» обнаруживают «множество случаев предоставления недостоверной информации о доходах и занятости заёмщика, что даёт возможность людям, потерявшим работу, банкротам или живущим на пособия получать кредиты, которые они никогда не смогут выплатить»?
Посмотрим фактам в лицо: изменения в законе Додда-Фрэнка не сделали ровным счётом ничего для защиты жертв этих запутанных субстандартных схем. Заёмщики и инвесторы - объекты мошенничества той системы, которая защищает лишь интересы преступников. Печально то, что ничего не изменилось - система столь же коррумпирована, какой была и во времена краха «Леман Бразерс».
Итак, сколько же это продлится, прежде чем рынок рухнет?
Согласно «Нью-Йорк Таймс»:
«Финансовые фирмы начинают ощущать признаки напряжения. В первые три месяца этого года банкам пришлось списать абсолютно безнадёжные долги, в среднем $8 541 на каждый просроченный автокредит, это на 15% больше в сравнении с прошлым годом, по данным Experian.
Ещё один признак грядущих проблем, изъятие за неплатёж, которое пока ещё на относительно низком уровне, выросло почти на 78%, до 388 000 автомобилей, за первые три месяца года по сравнению с прошлым годом; эти данные предоставил Experian. Количество заёмщиков, которые более чем на 60 дней задерживают выплаты за автомобили за этот период, также подскочило в 22 штатах…» («Нью-Йорк Таймс»).
По словам Эмбер Нельсон на loan.com:
«Во втором квартале объём просроченной задолженности по автокредитам в целом (просрочка 60 дней и более) превысила 4 миллиарда долларов, это на 27% выше, чем год назад (данные Experian».
Так что да, проблема растёт, но это не значит, что сумасшествие не будет продолжаться ещё какое-то время. Вероятно, будет. Вероятно, оно будет тянуться до тех пор, пока экономика не развернётся в направлении вниз, и всё больше заёмщиков станет задерживать выплаты. Это приведёт к росту неплатежей, росту потерь на автобондах и стремительному бегству инвесторов. Разве не так разыгрывалась афера с субстандартной ипотекой?
В точности так же. Но, по меньшей мере, есть признаки надежды на регуляционном фронте. Вот фрагмент из статьи, опубликованной CNBC:
«В августе и Santander Consumer, и General Motors Financial Co. признали получение повестки департамента юстиции в связи с расследованием возможных нарушений гражданских законов о мошенничестве. А Агентство по защите финансовых прав потребителей и Комиссия по ценным бумагам и биржам вмешались со своим контролем рынка автокредитов».
(«Угроза нового долгового кризиса: субстандартные автокредиты», CNBC)
Итак, SEC, DOJ, и CFPB действительно расследуют страховую практику этих финансовых гигантов, чтобы понять – не нарушили ли они «гражданские законы о мошенничестве»?
Неужели чудеса на этом не закончатся?
Вот только не стоит ждать, что кого-то признают виновным.