Может ли банковская система быть по-настоящему безопасной? Ответ на этот вопрос экономисты ищут не одно десятилетие, причем в последние годы с учетом базельских принципов эффективного банковского надзора (Basel rules) и закона Додда-Фрэнка о реформе финансового сектора США (Dodd-Frank Act).
Банковская деятельность состоит из краткосрочного финансирования (депозиты) и долгосрочных активов (кредиты бизнесу). Проблема, по мнению американского экономиста, профессора Чикагского университета Джона Кокрейна, кроется в бегстве (паническое изъятие вкладов), которое происходит, когда инвесторы хотят получить свои деньги, до того как они исчезнут.
Мнение эксперта
Джон Кокрейн,
профессор Чикагского университета
"Бегство – качество специфических контрактов, таких как депозиты и кредиты овернайт, выпускаемые финансовыми посредниками. Как правило, бегству также подвержены контракты, обещающие фиксированную цену и оплату по формуле “первым пришел – первым получил”. Бегства нет в высокотехнологических акциях, так как высокотехнологические компании финансируются ценными бумагами, а ценные бумаги не подвержены бегству".
Некоторые экономисты видят решение проблемы в “ограниченном банкинге” (narrow banking). Вот что пишет Кокрейн:
Мнение эксперта
Джон Кокрейн,
профессор Чикагского университета
"Депозиты до востребования, фонды краткосрочных инструментов по фиксированной цене или кредиты овернайт должны полностью поддерживаться краткосрочными казначейскими облигациями. Инвесторы, которые хотят более высокую прибыль, должны нести риски изменения цены. Посредники должны повышать основу своих фондов для рискового инвестирования из защищенных от бегства ценных бумаг. Для банков это в основном обыкновенные акции, хотя долгосрочный или защищенный от бегства заемный капитал также имеет право на существование".
Для улучшения системы Кокрейн дает следующий совет:
Мнение эксперта
Джон Кокрейн,
профессор Чикагского университета
"Для остановки бегства наше правительство гарантирует долговые обязательства, прямо или косвенно, а иногда фактически через кредитные гарантии, дотации, кредитование коммерческих банков для сохранения ликвидности и другие антикризисные шаги. Пытаясь уменьшить моральные риски, связанные с этим подходом, наше правительство пытается регулировать степень риска банковских активов и вводит нормы определенного объема капитала, для того чтобы ограничить консолидацию задолженности банков. Но банки пытаются обойти ограничения, идут на значительный риск и уклоняются от требования к капиталу; появляются несоблюдающие правила теневые банки, и происходит очередной кризис".
Кокрейн далеко не один, кто встревожен излишней сложностью банковской системы, громоздкость которой очень хорошо характеризует 848-страничный закон Додда-Фрэнка. По мнению экономистов, правительства пока не могут предложить эффективный и в то же время простой банковский закон, который трудно обходить и которому легко следовать.
Сегодняшние банковские законы уделяют излишне большое внимание стресс-тестам, которые хотя и полезны, но слишком сильно зависят от оценки надзорной организации, пишет британский журнал The Economist.
Эта проблема очень стара. Инвесторы и потребители предпочитают ликвидность, но ликвидные активы часто приносят низкую прибыль (бонды европейских правительств имеют даже негативную ставку). Для того чтобы экономика функционировала и росла, компаниям необходимо выпускать рисковые активы.
Когда дела идут хорошо и существует готовый рынок для подобных активов, то появляется и ликвидность. Когда дела идут плохо и цены падают, то исчезает и ликвидность. По мнению Кокрейна, должна быть жесткая граница между безопасными и рисковыми активами, но также может быть рынок для инструментов, которые могут пересекать эту границу.
Многие инвесторы даже не подозревают, на какой риск они часто идут. Мы можем ликвидировать риски в одной зоне, но, скорее всего, новые риски появятся где-то еще. Самое страшное то, что с этой проблемой может столкнуться даже “ограниченный банкинг”.
Вернуться назад
|