ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Чем грозит России передел рынка пуска ракет в космос?

Чем грозит России передел рынка пуска ракет в космос?


6-11-2014, 15:22. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Чем грозит России передел рынка пуска ракет в космос?

Чем грозит России передел рынка пуска ракет в космос?
Мировой рынок коммерческих пусков ракет в космос, за последнее десятилетие фактически поделенный между европейской Arianespace, NASA и российским Роскосмосом (в сумме около 93% рынка 2003-2013 гг.), ждет существенная коррекция. Новый американский игрок SpaceX с проектом Falcon-9, который за счет жесткого демпинга за последние 4 года смог отвоевать у грандов значительную часть заказов, после неудач этого года уже теряет контракты и в ближайшей перспективе вряд ли сможет рассчитывать на планировавшийся ранее рывок.

Как полагают эксперты, через 10 лет список лидеров глобальной коммерческой космической индустрии будет выглядеть совершенно по-другому: с запущенной в серию российской модульной «Ангарой» будут конкурировать китайская ракета CZ-5 и американская Delta. Европейская Arianespace, вследствие сокращения финансирования и снижения уровня кооперации с основным технологическим партнером - Россией, «уйдет» во второй эшелон рынка, куда в сегмент доставки «легких» грузов стремительно «пробьется» Индия. 


«Частный» передел рынка не получился

За 2014 год европейская компания Arianespace заняла более половины мирового рынка коммерческих запусков аппаратов на геостационарные орбиты. Всего компания будет обслуживать 29 клиентов, для которых при помощи ракеты-носителя Ariane-5 за 2014 год осуществит 38 запусков. Стоимость всех запусков за год составляет более 4,5 миллиарда евро. Основным конкурентом Arianespace до недавнего времени считались Роскосмос и частная SpaceX. Ariane-5 способна доставлять на геостационарную переходную орбиту до десяти тонн полезной нагрузки, что вдвое больше ее прямого конкурента — Falcon-9 частной американской компании SpaceX. Правда, в ресурсно-технологическом смысле весь оборот европейской корпорации считать «своим» не корректно, потому что значительную часть запусков она осуществляет российскими «Союзами» с космодрома «Байконур». Всего Arianespace использует три типа ракет-носителей: европейские Ariane-5, Vega и российские «Союзы». Кроме 38 запусков с Ariane-5, портфель заказов компании включает семь запусков с использованием «Союзов» и девять — с Vega. В общей сложности, по состоянию на 8 октября 2014 года, Arianespace провела 218 коммерческих запусков на ракетах-носителях серии Ariane, 35 запусков на «Союзах» (девять — с Куру и 26 — с Байконура совместно со Starsem — российско-французской компанией) и три запуска с Vega.

На коммерческом рынке доставки полезных грузов в космос установился определенный баланс цен, а спрос поделен на сегменты по классу ракет (легкая, средняя и тяжелая) и, соответственно, по дальности орбит-низкую опорную, геопереходную. Но с 2011 года баланс был нарушен выходом в коммерческую эксплуатацию проекта SpaceX миллиардера Элона Маска, который пошел путем ценового демпинга – среднюю цену доставки 1 кг полезного груза компания установила на уровне 9,6 долларов за км, что на 16% ниже европейского конкурента и на 9% ниже российского. В 2013 году Arianespace SA пришлось также пойти на снижение тарифов. Маск заявлял, что планирует выйти в абсолютные лидеры, в том числе в «тяжелом» классе, а в долгосрочной перспективе SpaceX планирует заняться колонизацией Марса.

По оценкам Satellite Industry Association, объем рынка запуска спутников в прошлом году составлял $5,4 млрд. Исторически ведущие позиции на нем занимали компании, связанные с государствами, у которых были средства и технологии запуска ракет и доставки грузов на орбиту. Согласно данным Satellite Evolution Group, почти половина запусков коммерческих спутников приходится на Arianespace, а российские «Протоны» (российско-американского СП International Launch Services Inc) из-за последних неудач снижают долю. В то же время SpaceX начала отвоевывать у европейской компании клиентов, желающих запускать небольшие спутники - весом менее 4,5 тонны. Цены у американской компании на 30% ниже, чем у Arianespace, утверждает директор парижского бюро издания SpaceNews Питер де Селдинг. Основным клиентом SpaceX является NASA. Кроме того, контракты с американской компанией заключили люксембургская SES SA, тайская телекоммуникационная компания Thaicom Public Co. и гонконгская Asia Satellite Telecommunications Co. В качестве ответного шага Arianespace, которая не разглашает стоимость своих услуг, в последние месяцы понизила цены, заявил глава этой компании Стефан Израэл в недавнем интервью, отказавшись при этом сообщить, насколько значительно были снижены цены. Базовые цены SpaceX, которые указаны на ее сайте, находятся в диапазоне от $61,2 млн до $85 млн.

За последние три года компания провела девять подряд успешных запусков ракеты-носителя Falcon 9, отмечал представитель SpaceX. Asia Broadcast Satellite Ltd., оператор шести спутников вещательных и телекоммуникационных компаний из Африки, России, Азии и Ближнего Востока, ранее в текущем году провела запуск совместно с Arianespace, но затем решил следующие четыре запуска провести со SpaceX. Азиатская компания выбрала SpaceX потому, что она "предлагает больше возможностей и может быстрее осуществлять запуски", сказал ее операционный директор Мохаммед Юссиф. В то же время эксперты полагали, что SpaceX не сможет долго держать демпинг и ей все же придется пойти на повышение тарифов. Однако последние крушения на старте американских ракет значительно замедлит коммерческую программу и затруднит дальнейшие технологические инвестиции в развитие.

Европейская компания предпринимает шаги, направленные на повышение своих конкурентных преимуществ. Сейчас Arianespace использует ракеты-носители Ariane 5, которые производит владеющий ее акциями Airbus Group NV, с двигателями от Safran SA. С каждым запуском компания отправляет на орбиту один спутник тяжелого класса и один - легкого. Однако коммерческие спутники неравномерно делятся на эти категории, в связи с чем компания вынуждена откладывать запуск, подыскивая подходящую пару. Ожидается, что версия ракеты-носителя Ariane 5 большей грузоподъемностью будет готова в 2018 году. Модель позволить запускать два спутника тяжелого класса и снизит потребность в поиске спутников легкого класса, чтобы произвести запуск.

Airbus и Safran вынуждены работать над сокращением издержек. В июне две компании объявили о создании СП, чтобы снизить затраты на разработку ракет-носителей в будущем и упростить структуру собственности для ускорения принятия решений. Они планируют создать легкую ракету-носитель Ariane 6 со стоимостью запуска, по их оценкам, $70 млн, что почти в два раза дешевле, чем обходится запуск Ariane 5 действующего поколения.

Выручка на мировом рынке коммерческих пусковых услуг (млрд. долларов) 

2007 (общ.1,54): США-0,15, РФ-0,48, ЕС-0,84, междунар.организ. (МО) -0,07

2008 (1,97): США-0,21, РФ-0,59,ЕС-0,7, МО-0,47

2009 (2,13): США-0,3, РФ-0,74, ЕС-1,02, МО-0,28, КНР-0,07

2010 (2,4): США-0,31, РФ-0,82, ЕС-1,32

2011 (1,85): США-0,05, РФ-0,71, ЕС-0,88, МО-0,2, КНР-0,14

2012 (2,4): США-0,11, РФ-0,59, ЕС-1,32, МО-0,3, КНР-0,09

2013 (1,9): США-0,34, РФ-0,76, ЕС-0,71, МО-0,1

Выручка на мировом космическом рынке в разрезе типов предоставляемых услуг в 2013 году: всего составляет 190, из них рынок спутниковых услуг 118,6, наземной аппаратуры 56, производства аппаратов 15,7, пусковых услуг 5,4 (из них только 1,9 - коммерческих пусков). В 2013 году в общем рынке пусковых услуг (5,4 млрд. долл.) США занимали 2,4, РФ-1,5, ЕС-1,3, остальные-0,2.

Все запуски по странам мира 



Конкуренция с востока

15 октября 2003 года с космодрома Цзюцюань в КНР был осуществлен первый полет человека в космос. Китай стал третьей страной мира, самостоятельно осуществившей пилотируемый полет (правда, более чем через 40 лет после СССР и США). Специалисты признают, что космическая программа Китая, основанная на советских ракетных разработках, развивается с гораздо большей скоростью, чем действующие игроки. За 15 лет КНР прошел путь от первого спутника до успешного пилотируемого запуска. Учитывая динамику прогресса китайских космических технологий, можно предположить, что к 2020 году он сможет выйти в лидеры и в сегменте коммерческих запусков. В планах Китая — в 2020 году начать строительство собственной орбитальной станции. Для этого до 2015 года планируется вывести на орбиту две-три космических лаборатории, а к 2020 году — основной модуль орбитальной станции. В 2030 году, по сообщениям китайских СМИ, планируется высадить человека на Луну, а после приступить к созданию лунной базы, с которой в 2050 году человек сможет отправиться к таким отдаленным планетам, как Марс. В планах КНР также к 2050 году разработать и запустить зонд, который отправится исследовать космические тела за пределами солнечной системы. Одна из наиболее амбициозных программ Китая – разработка тяжёлых ракет-носителей серии «Великий поход 5». Трехступенчатые ракеты CZ-5 длиной более 60 метров будут способны выводить на орбиту полезную нагрузку массой до 25 тонн. Первый запуск осуществлен в этом году с космодрома Вэньчан. Себестоимость серийного производства этих ракет, как заявляют китайские инженеры, будет значительно ниже своих российских и европейских аналогов. Правда, китайские ракеты продолжают работать на опасном токсичном гептиле, тогда как остальные переходят на экологически чистое топливо.

Еще один новый игрок на мировом космическом рынке – Индия – продвинулась не так далеко как Китай, но динамика развития ее отрасли еще более впечатляющая. Еще 20 лет назад эта страна вовсе не обладала ракетно-космическими компетенциями, ни в промышленности, ни в науке, а сейчас уже самостоятельно запускает спутники V поколения. Спутник IRNSS-1 массой свыше 1400 килограммов, первый из семи в индийской навигационной системе, успешно выведен на орбиту еще в прошлом году. В этом году Индия отправила свой первый космический аппарат к Марсу. Ракета PSLV (Polar Satellite Launch Vehicle) c зондом Mangalyaan на борту успешно стартовала с космодрома на острове Шрихарикота, расположенном в Бенгальском заливе, близ побережья штата Андхра-Прадеш.

Эксперт Российского космического агентства Андрей Шиленков в интервью «Эксперт Online» отметил: «Неудачи Falсon говорят о системном кризисе проекта. Я думаю, что пока он разбирается в причинах, китайцы уже выйдут на серию в классе 25 тонн, т.е. освоят весь спектр полезных нагрузок и виды орбит. Россия, когда выведет в коммерческую эксплуатацию Ангару-5 и Ангару-7, цена запуска у которых за счет модульности и использования композитов будет самая низкая в мире, обгонит Европу и на какое-то время станет лидером рынка. Посмотрим, как американцы запустят свою новую Дельту – если ракета подтвердит свои характеристики, то с ней конкурировать также будет не просто. Однозначно можно сказать – эпоха частной космонавтики, которую уже громко объявили, по крайней мере, отодвинется во времени, а может и совсем сдуется…».


Вернуться назад