Президент России Владимир Путин готовится принять участие в работе саммита G-20, несмотря на то что представители ряда стран выступали с требованием не допустить его участия.
Лишить Владимира Путина возможности участия в саммите не удавалось из-за твердой позиции Китая
Например, премьер-министр Австралии Тони Эббот в июне угрожал не допустить участия Путина на предстоящем саммите, если России не окажет соответствующей помощи комиссии, расследующей крушение Boeing 777 в Донецкой области.
Министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп также заявляла, что по вопросу участия России на саммите G-20 мнения разделились. Как сообщает Australian Financial Review, лишить Владимира Путина возможности участия в саммите не удавалось из-за твердой позиции Китая.
"Для этого среди стран G-20 должен существовать консенсус, а сейчас этого консенсуса нет", - сообщила глава МИДа.
Пока в преддверии саммита лидеры стран занимаются "политическим" вопросом, не ясно, каким образом и кто будет формировать повестку дня и следить за выполнением принятых решений. Дело в том, что предстоящая встреча "Двадцатки" в Брисбене приходится на такой период, когда неустойчивость мировой экономики требует принятия серьезных решений. Как считают многие эксперты, саммит может быть обречен на провал, поскольку в условиях политического кризиса лидеры стран G-20 не в состоянии увидеть реальные экономические проблемы и тем более решить их.
Инфографика
Риски для мировой экономики
Макроэкономические данные свидетельствуют о том, что глобальная экономика находится в самом шатком положении за последние два года, как пишет в своем материале на Project Syndicate министр финансов Австралии Уэйн Свон: "Капитализм бьется изо всех сил, чтобы создать достаточный спрос. Богатство и доходы очень сконцентрировались, в то время как средний класс в развитых странах инертен. Уклонение от налогов транснациональных корпораций снижает доходы развивающихся стран, уменьшая их инвестиционные возможности в развитии образования и инфраструктуры. И еще более серьезные действия необходимы для решения важнейшей и самой срочной задачи – борьбы с изменениями климата".
Рост мировой экономики замедляется
Многие ведущие экономисты и политики предсказывают продолжение экономического застоя: - Стивен Роуч предположил, что глобальная экономика после кризиса "возвращается на прежний путь"; - экономист Брэд Делонг, говоря о "последствиях нашей небольшой депрессии", заявляет о том, что притязания на возрождение еврозоны провалились; - президент Европейского центрального банка Марио Драги признал необходимость не только проведения структурных реформ, но и финансовой экспансии для поднятия совокупного спроса. Больше всего их беспокоит отсутствие устойчивого спроса, необходимого для обеспечения роста экономики. Хотя в развитых и развивающихся странах необходимо проведение структурных реформ, особенно в области производства (предложения), этого явно недостаточно для ликвидации "векового застоя", как его назвал бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс.
Проблема заключается в том, что необходимо обеспечить достаточный спрос для создания нормальных уровней роста производства. Таким образом, главной задачей G-20 является необходимость создать рамочную программу для обеспечения прочного и устойчивого роста экономики. Страны-участницы должны представить предложения по реформам, позволяющим обеспечить ежегодный 2%-й прирост экономики, как это было ранее согласовано министрами финансов.
Одна из структурных реформ, которая может обеспечить глобальный рост экономики, - это серьезные инвестиции в инфраструктуру, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. К сожалению, ни один из руководителей "Двадцатки" не сформулировал эту задачу, не говоря уж о лоббировании такого решения. Кроме презентации Мирового банка о возможности проведения пробной инфраструктурной программы мало что было предложено для обеспечения 2%-го ежегодного роста в среднесрочном периоде.
Правительства G20, особенно имеющие положительные финансовые показатели, должны обратиться с призывом о проведении широкомасштабного инфраструктурного проекта с участием частного и государственного капитала с целью обеспечения роста производства экономик стран-участниц. Что же касается уклонения от уплаты налогов, необходимо расширить дискуссию с обсуждением положения в развивающихся странах. Международный валютный фонд недавно указал, что бюджеты развивающихся стран непропорционально сильно страдают от хитрых стратегий транснациональных корпораций по уплате налогов.
К несчастью, оценивая инициативы, уже предложенные в повестку дня заседания в Брисбене, можно прийти к выводу, что на этом саммите принят обычный, рутинный подход к работе. Если руководители G-20 не смогут нарастить "мясо" на свои обычные риторические "кости", все заседание рискует стать вялым и бесполезным. На карту поставлено доверие к таким встречам. Более того, представители некоторых развитых стран предпочитают более тесную и более исключительную группу, например G-14 или даже новую G-7. В этом случае пострадают развивающиеся страны, особенно расположенные в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая и Австралию.
Одна из причин, по которой некоторые участники хотят работать в меньшей группе, чем G-20, ‑ сложности в достижении консенсуса. Но при этом упускается один факт: труднее достигнуть соглашения именно потому, что все руководители основных стран (представляющие две трети населения мира и 80% мирового ВВП), чье согласие необходимо для достижения глобального решения, находятся на этом совещании.
Саммиту в Брисбене необходимо снова вернуться к той активности, которая была продемонстрирована в 2008 и 2009 гг., в период финансового кризиса. Эту работу должны возглавить США и другие передовые экономики, и она должна поддерживаться ведущими государствами с развивающейся экономикой.
"Австралия, как организатор саммита, также должна сыграть свою роль. Это государство пользуется уважением как развитых, так и развивающихся стран, часто играет роль связующего в интересах этих стран и пользуется репутацией честного посредника. К сожалению, нынешнее правительство Австралии может сказать очень немного о серьезных структурных проблемах, которые являются причинами болезни мировой экономики. Скромные инициативы, выдвинутые правительством, отражают риторику в области борьбы с государственным сектором. Плохо еще и то, что когда развитые и развивающиеся страны начинают серьезно заниматься проблемами климата, Австралия движется в противоположном направлении", - резюмирует Уэйн Свон.
Вернуться назад
|