Рамочный закон о санкциях, принятый Верховной радой 14 августа и предусматривающий более 20 видов ограничительных мер в отношении 172 физических и 65 юридических лиц из России и ряда других стран, президентом Украины ещё не подписан, но транзит российского газа в Европу через украинскую территорию уже под угрозой. Закон предусматривает ограничение или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины. Как признают в Киеве, прекращение транзита российского газа может стоить Украине до 7 млрд долларов в год, но, похоже, представителей киевского режим это не смущает.
Зато в Брюсселе озабочены. Через Украину идет примерно половина поставок российского газа в Европу. Украинским транзитом получают голубое топливо 15 стран-членов Евросоюза, причем некоторые из них, в частности Болгария, завязаны на данный механизм практически полностью. В Еврокомиссии уже предупредили, что «любые возможные проблемы, которые могут возникнуть у ЕС, сразу будут донесены по соответствующим каналам до украинского правительства».
Расчет украинской стороны понятен. В Киеве решили пойти на риск многомиллиардных потерь для того, чтобы решить сиюминутную задачу – наполнить газохранилища на ближайшую зиму. Существующие соглашения с «Газпромом» не позволяют сделать это так, как хочется Киеву – за счет отбора транзитного газа или его масштабного реверса из Европы. Поэтому НАК «Нафтогаз Украины» разработал схему, при которой деятельность «Газпрома» на украинской территории будет запрещена, и, соответственно, пункты приема российского газа для Евросоюза будут перенесены с западной на восточную границу Украины. Это позволило бы украинской стороне монопольно распоряжаться российскими экспортными потоками. Ведь существующие соглашения позволяют Киеву всего лишь организовать физический реверс по второстепенным трубопроводам (который в июле уже сократился вдвое), а кроме того, практиковать «виртуальный реверс», выкупая у европейских стран определенные объемы газа, после чего изымать их из транзита. Однако такая практика имеет ограниченное значение и не решает энергетических проблем Украины.
Сложившаяся ситуация вполне может побудить руководство Евросоюза попытаться окончательно избавиться от строптивых украинских транзитеров и дать, наконец, добро на строительство российского газопровода «Южный поток», минуя территорию Украины. Кроме того, развитие ситуации делает еще более сомнительными положения так называемого Третьего энергопакета ЕС. Данный пакет законодательных установлений фактически запрещает российской стороне наполнить уже существующие трубопроводы, притом что возможности других поставщиков газа в Европу неуклонно снижаются. На это обстоятельство особо указал председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер на общем собрании акционеров компании. По его словам, российская газовая компания увеличила поставки в Европу на 16,3%. «Этот результат мы продемонстрировали на фоне снижения объемов поставок других поставщиков: Катара - на 20,7%, Нигерии - на 38%, Алжира - на 19%, Великобритании - более чем на 6%, Норвегии - почти на 5%», - подчеркнул Алексей Миллер. В целом, по словам А.Миллера, доля «Газпрома» на европейском рынке составила в 2013 году в потреблении газа более 30%, а в импорте - 64%.
Комментируя возникшие угрозы транзиту российского газа в Европу через Украину, генеральный директор австрийского нефтегазового гиганта OMV Герхард Ройсс выразил уверенность в том, что противостояние Запада и России в связи с развитием украинского кризиса не отменит запланированное строительство газопровода «Южный поток». «Газопровод - это проект длительностью 50 лет, поэтому нужно смотреть на вещи реалистично», - заявил Герхард Ройсс и привел нехитрый арифметический пример: «Четыре газопровода - лучше, чем три, и пять - лучше, чем четыре. Это прагматическая точка зрения». [3]
К сожалению, прагматизм европейского бизнес-сообщества в украинских политических кругах и среди покровительствующих Киеву западных политиков не разделяют. В отношении того, как лучше вести дела с Москвой, на Западе ещё живут большей частью представлениями прошлого века. Как заметил на страницах The Financial Times бывший британский посол в Москве Родрик Брэйтуэйт: «Кризис на Украине расшевелил старые подозрения Запада в отношении России... западная политика превратилась в рефлекторный курс на ужесточение санкций». [1] Однако большая политика на рефлексах не строится, она предполагает наличие государственного разума и умение рассчитывать не до наступления холодов ближайшей зимой, а на годы и десятилетия вперёд.
[1] The Financial Times, 11.082014