ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Авиакомпании стран ЕС могут пострадать от российских санкций
Авиакомпании стран ЕС могут пострадать от российских санкций8-08-2014, 13:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
“Bloomberg.com”, США - 06 августа 2014 г.
"EU Airlines Could Suffer From Russian Airspace Sanctions "
Авиакомпании стран ЕС могут пострадать от российских санкций
Ричард Вайсс, Екатерина Шаталова и Силэн Барр
Авиакомпании Air France-KLM Group и Deutsche Lufthansa пострадают больше всех от ограничений полетов над Сибирью в ответ на санкции, введенные Европейским Союзом против России из-за украинского кризиса, как показывает анализ сетей авиамаршрутов.
Из 1600 рейсов, совершенных 39 авиаперевозчиками над регионом к востоку от Уральских гор на прошлой неделе, около половины приходились на 14 авиаперевозчиков из стран ЕС, согласно данным, предоставленным агентству "Блумберг" службой отслеживания воздушных судов Flightradar24.
Полеты между Европой и Японией, на северо-запад Китая и в Южную Корею являются наиболее уязвимыми, согласно данным, которые не учитывают рейсы, начинающиеся или заканчивающиеся в России. У Air France и KLM было 249 рейсов над Сибирью на прошлой неделе, включая маршруты, связывающие Париж с Пекином, Шанхаем и Уханем в Китае, в то время как у Lufthansa вместе с ее австрийским и швейцарским подразделениями было 220 рейсов. Карательные меры, рассматриваемые в Москве, включают более дальние транссибирские маршруты для регулярных рейсов авиаперевозчиков из ЕС и запрет для чартерных рейсов, рассказали сегодня люди, осведомленные об этих планах.
"Это может иметь последствия для многих авиаперевозчиков, использующих это воздушное пространство и имеющих авиаузлы во Франкфурте, Париже или Лондоне", - сказал Дэниэл Фридензон, старший преподаватель в Аэронавигационном университете Эмбри-Риддл в Дейтона-Бич, штат Флорида. "Это вынудит их летать по более длинным маршрутам и тратить больше денег на топливо".
Фотограф: Andrey Rudakov/Bloomberg
Пассажирский самолет, принадлежащий ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии", крупнейшей российской авиакомпании, взлетает в аэропорту "Шереметьево" в Москве. "Аэрофлот" получает роялти, собираемые с иностранных авиаперевозчиков за пролет над Сибирью, которые достигли около 170 миллионов долларов в 2013 году, по словам Ирины Ступаченко, аналитика "Открытого капитала" в Москве. Ступаченко сказала, что любые ограничения будут "весьма негативными" для авиакомпании, для которой эти платежи составляют 18% годовой выручки.
Акции Finnair упали
Авиакомпания British Airways совершила 93 рейса над Сибирью в период с 29 июля по 6 августа, включая рейсы из Лондона в Токио, Сеул и Гонконг. И тем не менее эти полеты являются небольшой частью расписания для ведущих европейских авиаперевозчиков, у Lufthansa эти полеты составляют 1% от 22000 рейсов группы за данный период.
Не такая крупная авиакомпания Finnair Oyj может потерять больше, так как она совершает 115 перелетов над Сибирью в неделю. Этот авиаперевозчик ставил себе в заслугу расположение Хельсинки на краю ЕС, чтобы предлагать полеты с пересадками в города северо-восточной Азии, пользуясь самыми короткими маршрутами "дуги большого круга" через воздушное пространство России.
Акции Finnair понизились сегодня в 5:30 дня по местному времени на 3% после вчерашнего падения на 5,6% после сообщения российской деловой газеты "Ведомости", что правительство может ограничить или запретить транссибирские перелеты авиаперевозчиков из Европейского Союза, со ссылкой на неназванных осведомленных людей.
Наказать Путина
Россия рассматривает свои ответные меры после того, как санкции ЕС привели к остановке полетов "Добролета", недорогого подразделения ОАО "Аэрофлот", так как европейские компании аннулировали лизинговые, страховые и контракты на услуги с компанией. Этот запрет - один из более заметных результатов мер, нацеленных против российского президента Владимира Путина за его поддержку антиправительственных сепаратистов на Украине. ЕС и президент США Барак Обама призвали Путина помочь ограничить действия повстанцев после того, как был сбит самолет Malaysian Air MH17.
Ответные меры на санкции обсуждаются, как сказал на встрече с заместителем генерального директора "Аэрофлота" Вадимом Зингманом и министром транспорта Максимом Соколовым российский премьер-министр Дмитрий Медведев, согласно вчерашнему заявлению, в котором не сообщалось подробно, что это за меры, оставив авиаперевозчиков в раздумьях, не попадет ли их индустрия в ловушку украинского противостояния.
Власти обсуждают три возможных меры: запрет на пролет украинских самолетов над Россией в Азию рассматривается наравне с запретом для чартеров и искусственным удлинением транссибирских маршрутов для регулярных рейсов европейских авиакомпаний, чтобы сделать их менее выгодными, сказали сегодня два человека, попросившие не называть их.
Южный вариант
Для авиакомпаний ЕС долгий запрет на пересечение воздушного пространства над Сибирью вынудит их искать дополнительные остановки и повышать плату за перелеты, чтобы покрыть расходы на топливо, сказал Фридензон, который специализируется на изучении американских и международных сетей авиамаршрутов.
Авиаперевозчики могут сдвинуть маршруты на юг - над Китаем, Монголией или Казахстаном, куда многие уже направили маршруты самолетов, чтобы облетать восточную Украину после закрытия воздушного пространства над ней вследствие подозрения, что самолет MH17, в котором погибли 298 человек, был сбит.
График, предоставленный Flightradar24, показывает, что рейсы Пекин-Франкфурт авиакомпании Lufthansa, на которых используется флагманское судно Airbus Group NV A380 сверхбольшой вместимости, пролетает лишь несколько сотен миль над Сибирью.
У Lufthansa уже был опыт закрытия российского воздушного пространства, когда компании пришлось переместить авиаузел для дозаправки грузовых рейсов в Азию в Красноярск в Сибири из Астаны в Казахстане в 2009 году, чтобы получить право пролета. Российское правительство временно исключило самолеты авиакомпании из списка тех, кто мог просить об этом изменении.
Германия заключила в январе этого года новое соглашение о праве пролета над территорией в обмен на разрешение российским грузовым авиакомпаниям оказывать услуги грузоперевозок между Франкфуртом и США.
Сибирская оттепель
Количество перелетов над Сибирью увеличилось после того, как Россия либерализировала правила в отношении воздушного пространства с окончанием Холодной войны и распадом Советского Союза. Это в свою очередь стало приносить доход от сборов за пролет над территорией, против которых пытались возражать правительства других стран, но на выплате которых Москва настаивает.
"Раньше это было закрытое воздушное пространство, поэтому оно снова может быть закрыто, если вы рассержены, чтобы послать сигнал", - сказал Роберт Манн, президент авиационно-консультационной компании R.W. Mann & Co. в Порт-Вашингтоне, Нью-Йорк. "Но это будет причинением вреда самому себе, чтобы навредить другому. Эти маршруты приносят значительный доход России в виде платежей роялти". "Аэрофлот" пользуется этими роялти от иностранных авиаперевозчиков за пролет над Сибирью, получив около 170 миллионов долларовв 2013 году, по словам Ирины Ступаченко, аналитика из "Открытого капитала" в Москве. Ступаченко сказала, что любые ограничения будут "весьма негативными" для авиакомпании, для которой эти платежи составляют 18% годовой выручки.
"Крайне маловероятно"
Россия также несоразмерно пострадает от любых ответных действий Европейского Союза по закрытию его собственного воздушного пространства для "Аэрофлота" и аналогичных компаний, сказал Оливер Слит, аналитик лондонского Barclays Plc. "Это крайне маловероятно, так как ответные меры будут более деструктивными для российской экономики", - сказал Слит. Российские самолеты, пересекающие воздушное пространство ЕС, превышают число перелетов европейских авиаперевозчиков над Сибирью, сказал он. Акции "Аэрофлота" торговались на 4,9% ниже, по цене 44,69 рублей, в 6:37 вечера в Москве после вчерашнего падения на 5,9%, при этом снижение их стоимости в этом году составило 47% - это самое сильное падение среди 42 участников мирового индекса авиакомпаний BI Global Airlines index.
Транс-Тихоокеанские перелеты также могут пострадать, если санкции коснутся США. Ограничения в основном повлияют на трансарктические перелеты, обычно связывающие Азию с Северной Америкой, сказал консультант Манн, при этом отклонения от маршрута, скорее всего, будут настолько дорогостоящими, что сделают некоторые из перелетов нерентабельными. Побочный эффект от любых российских санкций в отношении авиакомпаний стран ЕС может коснуться и азиатских авиаперевозчиков. Для некоторых авиакомпаний в Азии эти меры могут означать лучше заполненные пассажирские самолеты, так как конкуренция со стороны Европы уменьшится, хотя соглашения, позволяющие компаниям принимать заказы от пассажиров на рейсы друг друга, означают, что авиауслуги чрезвычайно взаимосвязаны. Вернуться назад |