ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Россия возвращается в Иран по железным дорогам

Россия возвращается в Иран по железным дорогам


30-07-2014, 11:34. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

На сегодняшний день только Россия смогла предложить  промышленному миру инфраструктурные решения, сравнимые с проектом «Восточный полигон». Данный проект способен изменить транспортную конфигурацию глобальных транспортных потоков. Даже на первых стадиях реализации этого проекта Россия не только развивает свои регионы, но и замыкает на себе транспортные потоки из Европы в Азию.

Но это не новый прорыв для России. Так, в 19 веке в Иране, где долгое время русское влияние соперничало с английским, русские все же взяли верх, начав транспортное развитие региона.

Россия немедленно добилась в виде концессии преобладающего положения в строительстве иранских железных дорог, взяв на себя приоритет в строительстве дороги, которая вела к Персидскому заливу, открывающей для России и Ирана выход в южные моря. Наконец соглашение, подписанное в январе 1900 года между правительством Ирана и Иранским учетно-ссудным банком, находившимся в руках русского правительства, вывело Иран в статус главного клиента, финансируемого Россией.

Если Англия со своей железной дорогой из Кветты находилась у ворот Кандагара (Афганистан в то время входил в зону английского влияния. – Прим. ред.), то Россия со своей Закаспийской линией железных дорог и позднее оконченной веткой на Кушку стояла у ворот Герата.

Наряду с этим строительство Сибирской железной дороги протяженностью 7000 верст, идущей от Златоуста и до Владивостока, стало настоящим прорывом в освоении региона. На момент строительства сибирской железной дороги было заключено российско-китайское соглашение, позволявшее русским пройти долину Амура, пересечь Манчжурию с северо-запада на юго-восток к Владивостоку и закончить таким маршрутом свою железную дорогу. Сибирская железнодорожная магистраль дала мощный толчок развитию Сибири.

Сопоставляя реалии сегодняшнего дня, напрашивается мысль, что история, основанная в главной своей части не на созидании, а на войнах и противостоянии держав, отбрасывает экономическое развитие назад. Дан старт практической реализации одного из самых долгожданных инфраструктурных проектов «БАМ-2» и строительству Транссибирской магистрали, являющейся ключевой составляющей масштабного проекта «Восточный полигон», который кроме реконструкции этих железнодорожных магистралей предполагает модернизацию торговых портов и автодорог, а главное, интеграцию всей этой транспортной системы с промышленными артериями Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки.

Новое расширение магистрали, как и сто лет назад, придаст новый импульс развитию Сибири и Дальнего Востока и экономики страны в целом. Объем инвестиций в «Восточный полигон» только на первом этапе (период 2013–2017 гг.) составит 562,3 млрд рублей. Вложения окупятся уже через 11,8 года от мультипликативного эффекта для экономики в целом.

Возрождающаяся глобальная миссия российского «Восточного полигона» нацелена ни много ни мало на соединение западных и восточных транспортных потоков земного шара.

«Восточный полигон» нацелен на изменение маршрутов евразийской, мировой торговли. Если сейчас Россия имеет незначительную долю в евразийском транзите, то вскоре сможет вернуть свои исторические позиции великой транспортной державы.

«Восточный полигон» станет основой для формирования целого ряда международных транспортных коридоров:

Азиатско-Североамериканской магистрали (АСАМ), трансконтинентальной магистрали Европа – Россия – Азия – Америка (ЕРАА), что позволит упрочить позиции России на рынках стран АТР.

Уже сегодня изучаются пути реализации проекта по электрификации железных дорог на севере Ирана при сотрудничестве России. В этой связи Россию посетила иранская делегация, для того чтобы ознакомиться с возможностями российских железных дорог, сообщает ИРАН.гу

В ближайшее время в ряд иранских провинций прибудут российские специалисты, для того чтобы на месте ознакомиться с особыми географическими условиями на севере Ирана и с возможностями и состоянием Северной железной дороги.

Уже прошли переговоры с заинтересованными российскими ведомствами, далее на повестке дня стоит вопрос практической реализации проекта по электрификации Северной железной дороги. Напомним, что общая протяженность Северной железной дороги составляет более 400 км, на которой расположено 30 железнодорожных станций, с объемом перевозки порядка 1,3 млн пассажиров и 1,5 млн тонн грузов в год. При этом, по официальным данным, Северная железная дорога способна обеспечить перевозки до 3 млн тонн грузов в год.

Успешная реализация развития железнодорожного транспорта позволит выйти и на новый проект Шелкового пути 21-го века, через который пройдет маршрут поставок китайской продукции на Кавказ.

Об этом было заявлено высокопоставленными чиновниками Китая в ходе одного из визитов в Иран.

Сегодня Китай становится торговым партнером номер один для Ирана, а двустороннее сотрудничество открывает большие перспективы в такой сфере, как транзитные перевозки. Важное в стратегическом отношении месторасположение Ирана позволяет ему играть определяющую роль в деле доставки китайской продукции на Кавказ и в Центральную Азию, если колесо политического противостояния не повернет созидательный экономический процесс вспять.

Отметим, что одним из стратегических мегапроектов Ирана обозначено строительство железной дороги Казвин – Решт – Энзели. Эта железная дорога представляет собой один из важнейших проектов Ирана, который позволит связать иранскую железнодорожную сеть с европейской. По словам министра дорог и городского строительства Аббас Ахунди, железная дорога протянется от Казвина до Решта и далее до порта Энзели и Астары на границе с Азербайджаном.

В проект уже инвестировано около 280 млн долларов. Для его завершения потребуется еще примерно 160 млн долларов. Общая протяженность железной дороги составляет 164 км, примерно 9 км из которых приходится на мосты самых сложных конструкций.

Реализация этого общенационального проекта позволит связать иранские железные дороги с железными дорогами Азербайджана и далее Европы. На строительство железной дороги Казвин – Решт – Энзели Ирану потребуются масштабные инвестиции, и здесь, как и в проекте развития отрасли нефтехимии, ставка в первую очередь делается на зарубежных инвесторов.

Материал подготовила Ната Марк,
ТПП-Информ


Вернуться назад