ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > $400-миллиардный российско-китайский газовый контракт и связанные с ним проблемы

$400-миллиардный российско-китайский газовый контракт и связанные с ним проблемы


29-07-2014, 11:55. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

$400-миллиардный российско-китайский газовый контракт и связанные с ним проблемы

 

 

Поскольку экономика России непосредственным образом зависит от экспорта нефти и газа, страна отчаянно нуждается в наращивании объёмов экспорта этого сырья. 400-миллиардный и 30-летний контракт, который Россия подписала с Китаем 21 мая, кажется, в этой связи, большой удачей. Между тем, с реализацией этой сделки возник ряд серьёзных проблем.

 

Vladimir Putin, Xi Jinping, Alexei Miller, Zhou Jiping

 

Ставки высоки, и не только для России. Информационное агентство  Reuters опубликовало материал с рассуждениями о возможном снижении цен на газ в Азии, которое может произойти с появлением этого газопровода. Автор считает, что такая ситуация будет на руку Японии, давнему конкуренту Китая и самому крупному покупателю сжиженного газа в мире.

 

Для реализации этого контракта России придётся построить новый газопровод, соединяющий газовые месторождения Сибири и китайские города. Согласно плану, газ потечёт в Китай с 2018 года, и его объёмы составят 38 миллиардов кубометров в год.

 

Согласно Reuters, согласованная сторонами цена находится между 10 и 10,5 долларами за миллион британских термических единиц (MBTU). Если это действительно так, то цена контракта примерно на 3 доллара ниже средней цены на газ в Азии, которая в настоящее время составляет 13 долларов за MBTU.

 

Более дешёвые российские поставки неизбежно повлияют на цены на сжиженный газ. В 2013 году Япония потратила на поставки сжиженного газа 70 миллиардов долларов, чтобы возместить недостаток энергии после аварии на АЭС Фукусима-1. В настоящее время Япония платит за сжиженный газ максимально высокую цену и Китай, в результате, протянет руку помощи одному из своих крупнейших торговых конкурентов.

 

Эксперт по вопросам энергетики доктор Кент Мурс считает, что хотя китайско-российский контракт может стать для России истинным спасением, с ним связано несколько серьёзных проблем.

 

Сделка, как обычно для российских газовых контрактов, заключена в соответствии с нормой «бери или плати». Это означает, что Китай обязан выбирать определённый объём газа ежемесячно, или платить как если бы он выбрал объём, предусмотренный контрактом.

 

Проблема в том, считает Мурс, что «Китай не нуждается, и не в состоянии потребить объём, предусмотренный этим контрактом».

 

Мурс пишет:

 

«В настоящее время поставки газа перекрывают не более 30 процентов нужд Китая в энергоресурсах. На ближайшие шесть лет у этой страны не возникнет дополнительной необходимости в энергоресурсах, учитывая добычу топлива внутри страны (которая будет только нарастать — Китай обладает крупнейшими извлекаемыми запасами сланцевого газа в мире), а также импорт, совместно с Туркменистаном и Мьянмой.  Более того, пока у Китая нет даже инфраструктуры, позволяющей использовать весь тот газ, который Россия собирается туда поставлять. Может, через десять лет такая инфраструктура и появится, но России деньги нужны сейчас». 

 

Кроме того, Россия ведёт переговоры с Японией и Кореей по вопросу крупных поставок газа. Самым прибыльным было бы использовать ту же самую трубу, по которой газ потечёт в Китай, достроив ответвления для Кореи и Японии. Однако, по мнению Мурса, Китай не хочет ни с кем делить этот трубопровод, поэтому Газпрому придётся крупно вложиться для того, чтобы новые проекты стали реальностью — и всё это станет серьёзным испытанием для российской экономики.

 

Ещё хуже, что из-за украинской авантюры Путина и присоединения Крыма Запад пытается блокировать проекты Газпрома, где только может, чтобы таким образом надавить на российского президента.

 

В чём Мурс уверен, так это в том, что «точка опоры глобальной торговли в сфере энергетики приходится на Азию и тихоокеанские рынки». Большой вопрос заключается в том, станут ли удовлетворяться эти растущие потребности газом, текущим по трубам, или сжиженным газом, поставляемым при помощи танкеров. Поживём-увидим.

Источник перевод для MixedNews — Полина Шелест


Вернуться назад