Канаду, которая зависима от природных ресурсов для экономического роста, все чаще обвиняют в том, что страна экспортирует нефть, а не перерабатывает ее.
Несмотря на то что Канада может похвастаться одним из самых высоких показателей доказанных запасов в мире, уступая только Саудовской Аравии, очень большая доля канадской нефти поставляется в США на переработку.
В результате, власти столкнулись с критикой, связанной с тем, что они не в состоянии отстаивать национальные интересы, а заводы, построенные в Канаде, были бы выгодны для самих канадцев.
В последние годы критика только усиливается, поскольку правительство объявило о планах по строительству новых трубопроводов и расширению уже имеющихся, а именно трубопровода Keystone XL, который используется для транспортировки нефти на американские НПЗ, а также северного шлюза трубопровода Enbridge, используемого для отправки нефти в Азию.
По последним данным, отказ от переработки нефти внутри страны стоит Канаде 18 тыс. рабочих мест на каждые 400 тыс. баррелей, которые экспортируются.
Оппозиционная Новая демократическая партия призвала к "всенародному обсуждению" проблемы, так как строительство НПЗ привело бы к созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений. Но мало кто говорит, как решать экономические проблемы, которые и не позволяли строить НПЗ ранее.
Стоимость нового нефтеперерабатывающего завода в Канаде искусственно поддерживается на уровне $10 млрд, а на его строительство требуются годы. Последний НПЗ был построен в стране еще в 1984 г.
Кроме этого, Канаде просто не нужно столько переработанного топлива. Уже сейчас Канада производит топлива больше, чем потребляет, хотя на переработку идет всего около четверти добываемой нефти. Это означает, что все вновь построенные НПЗ все равно будут работать на экспорт.
Судя по всему, ситуация на североамериканском рынке нефтепродуктов не изменится. Большая часть мощностей так и будет сосредоточена в США. В Америке сейчас существует 142 завода, в Канаде – только 19. И в последние годы число НПЗ снижалось в обеих странах, что связано с более строгими экологическими стандартами, снижением спроса на топливо и снижением доступности нефти с низким содержанием серы.
Эксперты отмечают, что Канада могла бы добиться способности конкурировать на этом рынке, но время безнадежно упущено, а заниматься этим надо было лет 20 назад.
Кроме этого, в стране просто нет необходимой инфраструктуры для развития НПЗ. Большая часть центральной и северной Канады вообще не охвачена трубопроводами.
В результате большая часть канадской нефти направляется на юг в США, где есть НПЗ, способные перерабатывать тяжелую нефть. Даже если создать трубопроводы, которые бы доставляли нефть на восточные заводы в Канаде, они не смогли бы работать со сланцевой нефтью месторождения Alberta.
Заводы также вынуждены конкурировать с более дешевыми нефтеперерабатывающими мощностями в Азии, которые рады получить и тяжелую нефть тоже.
В результате дисбаланса стоимость нефти на западе и востоке страны существенно различается, а эта разница ежегодно стоит экономике Канады около $19 млрд.
Тем не менее государственные субсидии могли бы помочь строительству НПЗ в стране. Уже есть первые договоренности, но одни радуются развитию производства в Канаде, а другие отмечают, что это лишь доказывает нежизнеспособность таких заводов без государственной помощи.
Судя по заявлениям правительства, строить НПЗ Канада так и не будет, основываясь на том, что их не строили уже более 30 лет,и ничего страшного не произошло, а вкладывать миллиарды долларов в строительство заводов страна себе не может позволить.
|