Таяние арктических льдов в результате климатических изменений делает привлекательным для многих компаний использование Северного Ледовитого океана в качестве основного маршрута для поставок энергоносителей.
Атомный флот РФ
Две крупные азиатские компании сейчас стремятся перевозить сжиженный природный газ через Северный Ледовитый океан, пишет The Wall Street Journal.
Японская Mitsui OSK и китайская China Shipping Development Company объявили о запланированных инвестициях в размере $932 млн для создание трех танкеров СПГ, которые могли бы плавать в суровых водах Северного океана.
Китай и Япония станут очень крупными покупателями СПГ в ближайшие годы. Китай пытается справиться с загрязнением воздуха в крупных городах, а для этого необходимо отказаться от угля и перейти на природный газ. А Япония давно уже является крупнейшим импортером СПГ и сильно зависит от поставок из-за АЭС по всей стране.
В результате эти страны продолжают искать новые источники для поставок СПГ, а таяние льдов открыло возможность использования новых маршрутов. Три планируемых корабля будут оснащены возможностью ледоколов. Цель предполагает экспорт природного газа с Ямала через Северный морской путь.
Такой маршрут из России через Арктику теоретически сократит транспортные расходы, а это неизбежно повлияет на стоимость.
Но есть еще несколько сложностей, с которыми придется столкнуться при дальнейшем увеличении роли Арктики в качестве маршрута для морских перевозок.
Проблема арктических льдов
Даже при наличии ледоколов использовать свободно Северный Ледовитый океан можно будет только в летние месяцы.
Исполнительный директор The Arctic Institute Малте Хамперт считает, что экономические преимущества поставок СПГ через Арктику вызывают сомнения.
"Есть целый ряд факторов: сезонность, география, рыночные условия, они являются очень важными и могут не позволить стать этому маршруту очень крупным, не говоря уже о том, чтобы изменить мировую торговлю СПГ", - сказал он.
Большая часть СПГ направляется в порты Китая, и экономия будет менее значительна, чем при доставке в Японию или Южную Корею.
Другими словами, используя "Северный морской путь", стартующий в России, сокращение расстояния доставки составит 40% при поставках в Японию или Корею, но для Китая этот показатель составит только 20%. А с учетом ограничения времени использования этого маршрута преимущества становятся еще меньше. Впрочем, возможно использовать маршрут и зимой, но затраты вырастут ощутимо.
Экологические проблемы
Ликвидация разлива нефти у берегов Канады
Кроме того, использование Северного Ледовитого океана все еще опасно с экологической точки зрения, а нефтегазовые компании не имеют твердых планов по борьбе с разливом нефти или другими чрезвычайными ситуациями.
Доставка в летние месяцы означает, что маршрут полностью свободен ото льда. Но летом тают только однолетние льды, тогда как многолетние льды представляют наибольшую опасность для судоходства.
Корабли быстрого реагирования также будут сталкиваться с проблемами именно в зимнее время.
Надо отметить, что поставки СПГ через Северный Ледовитый океан, скорее всего, будут расти. В 2010 г. через "Северный морской путь" проходили только четыре корабля, а в прошлом году их число выросло до 71. Как только проект "Ямал СПГ" будет завершен, поставки, безусловно, вырастут.
Мощности проекта будет достаточно для экспорта 16,5 млн тонн СПГ в год. Но переворота в мировом рынке СПГ все же ждать не стоит. Пока арктические маршруты не смогут полноценно конкурировать с существующими крупными торговыми путями.
Вернуться назад
|