ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > «Морской старт» тормозит из-за Украины?

«Морской старт» тормозит из-за Украины?


8-07-2014, 18:52. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Морской старт» тормозит из-за Украины?

08 июля 2014 г.

 

 

«Морской старт» – российский космический проект с большим потенциалом, но с неудачной судьбой – видимо, будет прекращен. Слухи об этом циркулируют среди российских СМИ. Агентство «Интерфакс» даже попыталось узнать, не купит ли проект Роскосмос, на что получило отрицательный ответ. Однако само руководство проекта утверждает, что ему ничего не грозит. Кроме неблагоприятной конъюнктуры, конечно.

 

Волну слухов породил тот факт, что ракета-носитель «Зенит-3SL», которая используется в проекте, производится на Украине в Днепропетровске, но порядка 70% комплектующих поступают из России.

 

Однако вице-президент компании Sea Launch по продажам и маркетингу Питер Штайр сообщил газете The Moscow Times, что Sea Launch продолжает покупать ракеты на Украине и продвигать свои услуги на международном рынке. Он признал, что планы приостановки деятельности прорабатываются, но он не ожидает, что такая ситуация реально возникнет. «Это то, что «Морской старт» делал ранее, во время периодов, когда имелись пробелы в манифесте пусков, и это демонстрирует уникальную гибкость «Морского старта», единственного поставщика пусковых услуг в мире, владеющего собственной коммерческой стартовой площадкой», – сказал Питер Штайр.

 

Глава украинского космического агентства Юрий Алексеев также опроверг сообщения СМИ, заявив, что производство ракет «Зенит» для Sea Launch продолжается по графику.

 

К тому же

 

Украина заинтересована в продолжении участия в проекте. Несмотря на решение Петра Порошенко запретить военное сотрудничество с Россией, Виталий Ярема, который был первым вице-премьером Украины, а затем был назначен генеральным прокурором, заявил, что Киев сделает исключение для военного оборудования, имеющего гражданское применение.

 

Ракета «Зенит» отвечает этим требованиям, так как используется для вывода на орбиту только гражданских спутников, говорится в сообщении консорциума Sea Launch.

 

«Морской старт» – дитя расцвета в российско-американских отношениях 90-х годов. Идея была хороша: используя перспективную на тот момент ракету семейства «Зенит», создать носитель, который можно было бы запускать с плавучей платформы в районе экватора.

 

Решалось сразу несколько крупных проблем. Во-первых, район падения отработавших ступеней находится в «ничейных» тихоокеанских водах. Во-вторых, за счет энергии вращения Земли можно было с большей эффективностью использовать ракету-носитель, значит отправлять на орбиту более тяжелые грузы.

 

Проект должен был взять эстафету у итальянского морского космодрома «Сан-Марко» близ побережья Кении, откуда с 1964 по 1988 год производился запуск американской ракеты «Скаут». Ракета была способна поднять на орбиту только 200 кг полезного груза и к началу 90-х годов уже не устраивал заказчиков.

 

Консорциум «Морской старт/Sea Launch» был создан в 1995 году. В него вошли «дочка» «Боинга» Boeing Commercial Space Company, которая осуществляла общее руководство и финансирование, российская РКК «Энергия», украинские КБ «Южное и ПО «Южмаш», а также норвежская судостроительная компания Aker Kvжrner. Штаб-квартира консорциума расположилась в калифорнийском городе Лонг-Бич. Начальная стоимость проекта составляла 3,5 млрд долларов.

 

Технические компоненты проекта отвечали всем требованиям. Для пусковой платформы была взята нефтедобывающая платформа Ocean Odyssey, которая была построена в Японии в начале 80-х годов. После переоборудования на Выборгском судостроительном заводе и на верфи в норвежском Ставангере она стала называться Odyssey. Платформа соответствовала классу для неограниченного района мореплавания.

 

Сборочно-командное судно Sea Launch Commander было построено специально для проекта компанией Kvaerner в шотландском городе Глазго и дооборудовано на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге. Судно было оснащено оборудованием, позволяющим проводить на борту весь комплекс сборки и испытаний ракеты-носителя и разгонного блока, а также заправлять разгонный блок высококипящими компонентами топлива и газов. На нем расположен командно-телеметрический пункт управления пуском и полетом.

 

В качестве носителя была избрана перспективная ракета среднего класса «Зенит», разработка которой началась в 1976 году. В проекте используется ее модификация «Зенит-3SL», трехступенчатая ракета-носитель, разработанная на базе уже существующих ракеты-носителя «Зенит-2» и космического разгонного блока ДМ.

 

Она способна поднять на опорную 200-километровую орбиту полезный груз в 15 тонн и доставить на геостационарную орбиту груз весом порядка 4-5 тонн. Примерно столько весят телекоммуникационные спутники.

 

Старт осуществлялся из района Тихого океана близ островов Рождества. Согласно собранной климатической статистике этот район был оценен как наиболее подходящий. С одной стороны, он находился на большом расстоянии от морских путей, с другой – был признан одним из наиболее спокойных районов Тихого океана. Тем не менее пару раз погодные условия заставляли переносить время запуска.

 

Первые два пуска прошли штатно, а третий был неудачным. В 1999 году было всего два старта, в 2000 – три, в том числе один неудачный. Успешными были 2006 и 2008 годы, когда удавалось осуществить пять запусков, но в 2007 году был только один пуск, и тот неудачный. Всего консорциум осуществил 36 запусков, из которых три были аварийными и один – частично удачным.

 

Но ожидавшегося финансового успеха достичь не удалось. В июне 2009 года компания объявила о банкротстве и грядущей реорганизации. В результате «дочка» РКК «Энергия» Energia Overseas Limited стала главным акционером, получив 95% акций консорциума «Морской старт», Boeing – 3% и Aker Solutions – 2%. Новый главный акционер пытался изменить порт базирования, уйти из Лос-Анджелеса в Совгавань или Владивосток.

 

В 2012 году было три успешных запуска, в 2013 – один аварийный, а в мае нынешнего года ракета «Зенит-3SL» успешно вывела на орбиту спутник Eutelsat 3B.

 

Тем не менее нынешняя политическая обстановка не благоприятствует проекту. По крайней мере, об этом говорит реакция рынка коммерческих запусков, игроки которого предпочитают варианты с меньшими рисками. Ведь на 2016 год заказов нет.

Игорь Пономарев


Вернуться назад