ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Сергей Глазьев. МИФ МВФ О СПАСЕНИИ УКРАИНЫ
Сергей Глазьев. МИФ МВФ О СПАСЕНИИ УКРАИНЫ3-07-2014, 15:44. Разместил: Moroz50 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восторженные речи самопровозглашенных правителей Украины о поводу подписанного с МВФ Меморандума о сотрудничестве (далее - Меморандум) наводят на мысль об очередном обмане общественного мнения с целью легитимизации сформированного под руководством США правительства Яценюка. Известно, что предшествующее легитимное правительство Украины во главе с Н.Я.Азаровым долго не соглашалось с условиями предлагаемого МВФ кредита, которые оценивались как неприемлемые для избирателей и, соответственно, самоубийственные ля правящей партии. Нелегитимная власть в выборах, по определению, не нуждается. Но отвечают ли нуждам Украины предлагаемые МВФ кредиты?
В настоящей статье анализируется соответствие условий и объема предлагаемых МВФ, США и ЕС кредитов потребностям украинской экономики.
Меморандум в адрес МВФ, подписанный временными властями Киева и ставший основанием выделения МВФ кредитной линии STAND-BY в размере $17,01 млрд., реализует набор стандартных антисоциальных реформ, превращая Украину в подобие многих других стран, отказавшихся от самостоятельной национальной экономической политики и отдавших ключевые сектора экономики в руки «западных партнеров». Специфика Украины состоит в том, что данный Меморандум неявно предполагает, что за стабилизацию, кроме собственного населения, заплатит Россия. Как следует из приводимых расчетов, стабилизация платежного баланса и бюджетного дефицита Украины невозможна без отказа России от своих экономических и финансовых интересов на Украине – накопленных прямых инвестиций и кредитов, а также продолжения беспроцентного кредитования поставок газа. При этом сколько-нибудь внятных рассуждений об источниках и механизмах вывода экономик из пике не приводится. Неявно, предполагается, что сохраняющиеся в случае выполнения программы МВФ «дыры» в платежном балансе Украины как-нибудь закроются.
Как ни странно, Меморандум не затрагивает анализа и прогноза развития экономики и промышленности, а также внешней торговли. Он содержит 5 ключевых элементов сотрудничества с МВФ в рамках программы STANDBY:
1) переход через 12 месяцев после начала программы к таргетируемой инфляции 3-5% в год, как уровню, «отвечающему разнице в производительности с нашими торговыми партнерами»;
2) проведение Национальным банком Украины (НБУ) политики гибкого обменного курса;
3) начальную стабилизацию фискальной политики в 2014 году путем комбинирования мер по увеличению доходов бюджета и сокращению расходов.
4) повышение розничных тарифов на газо- и теплоснабжение вплоть до 2018 года;
5) повышение прозрачности финансовых расчетов НАК «Нафтогаз Украины», начало процесса реструктуризации компании.
Ключевые элементы пунктов 1-3 являются стандартными требованиями «Вашингтонского консенсуса» и сами по себе не решают проблему «двойного дефицита» (платежного баланса и бюджета), которую призван решить кредит МВФ. Реализация п.4 уже началась не постепенно повышением тарифов на газ для населения на 56% с 1 мая 2014 года, что тут же обернулось ростом неплатежей и углублением падения потребительского спроса, что еще больше усугубит спад производства. Под пунктом 5, судя по информации СМИ, понимается присвоение нефтегазовой отрасли Украины отпрысками американских руководителей нацистской хунты: сын вице-президента Байдена, а также близкий друг пасынка госсекретаря США Керри вошли в состав совета директоров крупнейшей частной украинской нефтедобывающей компании Burisma. Этот трофей, по-видимому, призван окупить личные усилия Керри и его подчиненных на Майдане по организации государственного переворота. Причем, в свете проведенных параллельно с переговорами с миссией МВФ в Киеве встреч с руководством крупнейших американских компаний о передаче последним украинской ГТС о прозрачности говорить не приходится. В этих переговорах не участвовали ни Газпром как главный (по сути – единственный) транзитёр через ГТС, ни европейские компании – потребители поставляемого через Украину газа. Таким образом, еще до выделения кредитов МВФ американская верхушка отбирает у Украины самое ценное.
Первый транш в размере $3,2 млрд. должны были предоставить Украине в течение двух недель после утверждения программы (до 14 мая). Выделение двух следующих траншей в размере $13,9 млрд. будут выделены поэтапно (намечено на июль и сентябрь) в зависимости от результатов выполнения договоренностей. Предполагается, что транши будут поступать раз в три месяца до лета 2015 г. Финансирование каждого следующего транша будет происходить по результатам мониторинга миссией фонда выполнения условий меморандума и критериев эффективности программы (в частности, устанавливается предел кассового дефицита сектора общегосударственного управления и дефицита НАК «Нафтогаз Украины», показателей чистых международных резервов, чистых внутренних активов).
Кроме того, руководство Евросоюза разработало календарь передачи Украине финансовой помощи. В частности, на протяжении апреля-июня с.г. украинская сторона должна получить 850 млн. долл. или 1,2 млрд. евро.
Всемирный банк предоставит Украине до $3 млрд. в 2014г., из них $2 млрд. - в рамках уже существующих проектов, сообщается на официальном сайте организации. Из $3 млрд. 1 млрд. страна получит, если правительство согласится на проведение экономических реформ.
Банк международных расчетов решил увеличить объем первого транша многосекторного проекта бюджетной поддержки Украины с $500 млн. до $750 млн., предоставление которого ожидается в мае. Министерство экономического развития и торговли рассчитывает на предоставление Украине Банком международных расчетов трех системных займов по $500 млн. долларов каждый в мае, октябре 2014 года, а также в январе-феврале 2015 года.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готов выделить кредиты в размере 5 миллиардов евро до 2020 года под конкретные проекты на рыночных условиях.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) проинформировал о намерениях дополнить пакет поддержки Украины от Евросоюза долгосрочными кредитами объемом до 3 млрд. евро до 2016 года.
Пакет помощи ЕС можно условно оценить в €1,6 млрд., речь идет о макрофинансовой помощи в €610 млн., об €1 млрд. для стабилизации финансовой ситуации в Украине в 2014 году.
Япония заявила о предоставлении Украине экономической помощи в размере 1,5 млрд. долл. после достижения Украиной соглашения с МВФ об экономических реформах. По словам представителя японского правительства, $1,1 млрд. из указанных денег будет предоставлен в качестве кредитов под низкий процент.
Исключительную «щедрость» проявили США. Подписано Соглашение о гарантиях заимствования между Украиной и Соединенными Штатами Америки, а именно с Агентством США по международному развитию («USAID»), которое предусматривает предоставление экономической помощи Украине в виде кредитных гарантий на сумму 1 млрд. долл. для обеспечения выполнения обязательств по государственным внешним заимствованиям Украины в 2014 году. Реализация положений настоящей гарантии будет возможна путем выпуска еврооблигаций Украины на соответствующую сумму.
По результатам встречи с руководством Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (MIGA), которое является одной из организаций группы Мирового банка, была достигнута договоренность о том, что агентство поддерживает свой портфель в Украине по обеспечению политических рисков для иностранных банков на уровне $700 млн.
По данным Национального банка Украины, на конец 2013 года золотовалютные резервы составляли $20,5 млрд., а на конец января 2014 года они упали до $17,8 млрд. (Рис.1). Получается, что за первыедва с небольшим месяца2014 года было истрачено $5 млрд. резервов. На начало прошлого года резервы были равны $24,5 млрд. Следовательно, Украина за год и два месяца потеряла $8,6 млрд. своих золотовалютных резервов,т.е. отрицательное сальдо платежного баланса Украины за этот же период де-факто оказалось равным $8,6 млрд. Если бы не российский кредит, то потери оказались бы на уровне $12 млрд.
Рис. 1. Золотовалютные резервы
Источник: НБУ
Если эти тенденции сохранятся, то оставшихся резервов хватит не более чем на два квартала, то есть максимум до конца лета. Ситуация резко ухудшилась на фоне практически гражданской войны.
В аналитической записке «Потребности Украины во внешнем финансировании: критический уровень и потребности развития»[1] оценивается устойчивость потоков платежного баланса (Рис.2).
Рис. 2. Платежный баланс Украины, сальдирующие статьи
Источник: Национальный банк Украины
Сальдо платежей по внешней торговле товарами и услугами. Наиболее существенный отрицательный дисбаланс - это дисбаланс внешней торговли товарами и услугами размером в 8,5% ВВП. Значительное отрицательное сальдо внешней торговли характерно для последних 7 лет, начиная с 2007 года за исключением кризисного 2009-го и посткризисного 2010 г. По мнению авторов упомянутой записки, дисбаланс внешней торговли вызван скорее структурными проблемами, чем переоцененностью валютного курса. В среднесрочной перспективе сохранится существенный минус по этой позиции, как и в предыдущие три года.
Рис.3 Сальдо баланса торговли товарами и услугами, млрд. долл.
Источник: Национальный банк Украины
Сальдо движения инвестиционных доходов. Внешний долг Украины будет возрастать, поскольку очевидно, что Украина не сможет обойтись в среднесрочной перспективе без внешнего финансирования, а, следовательно, будет возрастать и сумма, необходимая для его обслуживания. В тоже время снижение рейтингов Украины до преддефолтного уровня существенно повысит стоимость заимствований и обслуживания внешнего долга. Оба этих факта свидетельствуют об ухудшении позиции сальдо движения инвестиционных доходов.
Сальдо движения трудовых доходов является единственно стабильно положительной статьей платежного баланса с сальдо всего 5% ВВП.
После событий февраля-апреля платежный баланс Украины ухудшится даже по сравнению с катастрофическим положением конца 2013 года. Для прогнозных оценок имеет смысл рассматривать два сценария: позитивный и негативный. Позитивный сценарий учитывает уже совершившиеся события: девальвацию, рост цен на газ и пр., но вместе с тем предполагает политическую стабилизацию и нормализацию сотрудничества Российской Федерации и Украины. Второй сценарий – негативный, предполагает продолжение конфронтации между РФ и Украиной.Ниже дается прогноз платежного баланса Украины на 2014 год, подготовленный ЦИИ ЕАБР методом финансового программирования, обычно используемым МВФ.Внешняя торговля товарами и услугами. Отрицательное сальдо по этой позиции вырастет в разы. Отчасти Украина снизит импорт, поскольку девальвация гривны на 65% с начала 2014 года приведет к некоторой корректировке реального курса (по нашим оценкам, на 10-11 процентов[2]; по оценкам МВФ на 14-16 процентов[3]). Однако рост цен на газ ухудшит платежный баланс в расчете на один месяц в размере более $1 млрд. Кроме того, в случае продолжения конфронтации резко снизится украинский экспорт в Россию. 25% экспорта товаров и услуг Украины в 2012 году приходилось на Российскую Федерацию. В абсолютном выражении это больше $20 млрд. в год. Даже если взять консервативную оценку и «уполовинить» цифру украинского экспорта в Россию, то дыра в платежном балансе Украины составит $9-10 млрд. В противовес ЕС облегчает доступ украинских товаров на свои рынки (односторонний режим свободной торговли по части товарных позиций), в результате чего экспорт Украины в западном направлении возрастет на $500 млн. в год. Ради этой символической суммы Украине предлагаетсяпойти на добровольный отказ от валютной выручки на многие миллиарды.
Рис. 4. Прогноз сальдо торговли товарами и услугами в 2014г.
Источник: расчеты авторов, портал правительства Украины[4]
Сальдо движения инвестиционных доходов. Отток валюты из страны в виде процентов по кредитам, займам, ссудам, а также в виде дивидендов, роялти и других видов доходов от иностранных инвестиций неизбежно возрастет. Данная статья стабильно отрицательная для платежного баланса Украины, поскольку внешний долг Украины требует обслуживания, а также часть доходов от инвестиций реинвестируется не напрямую, а через компании, зарегистрированные за рубежом. Так в 2013 году баланс по этой статье был около минус $10 млрд.
Теперь проанализируем способность украинского государства обслуживать суверенный долг в иностранной валюте. Государственный долг составляет сегодня $61,1 млрд. (вместе с государственными гарантиями $73,2 млрд.).[5] Лишь половина этого долга является внешним долгом ($27,8 млрд.), но надо иметь в виду, что часть внутреннего долга также номинирована в иностранной валюте. Суммарно в валюте номинировано около 60% госдолга, т.е. около $36 млрд. Только на обслуживание текущего государственного долга, номинированного в валюте, согласно статистике Минфина понадобится около $2 млрд.В начале года Украина размещала еврооблигации по ставке 7,5% годовых, позднее ставка и кривая доходности лежала в диапазоне 8,5-15% годовых[6]. В свете снижения кредитных рейтингов в начале 2014 года до преддефолтного уровня цена заимствований растет и уже стала фактически запретительной для новых заимствований. Попробуем оценить необходимые заимствования государством в 2014 году. Как видно из рисунка 5, суммарные потребности государства в финансировании составят порядка $20 млрд.
Рис. 5. Потребности государственного сектора в финансировании в 2014 году.
Источник: расчеты авторов, данные Минфина РУ, Портал правительства Украины[7]
Часть этой суммы будет обслуживаться в 2014 году. При ставке около 12%, по нашим оценкам, платежи составят около $1 млрд.
Но надо иметь в виду, что государственный внешний долг – лишь верхушка айсберга. Общая сумма внешнего долга Украины составила $142,5 млрд. Чтобы обслуживать такой долг, исходя из ставки около 8%[8], необходима валюта на сумму $12 млрд. в расчете на год. Добавив сюда $1 млрд., необходимый для обслуживания государственных займов в 2014 г., получим сумму в $13 млрд. при позитивном сценарии. Можно ожидать, что иностранные инвесторы в условиях нынешней нестабильности на Украине откажутся от практики реинвестирования доходов в экономику страны (или присоединения процентов к сумме основного долга) и будут стремиться вывести все инвестиционные доходы за пределы страны, что увеличит сальдо движения инвестиционных доходов до $16 млрд. при неблагоприятном развитии ситуации.
Источник: Расчеты авторов
Сальдо движения трудовых доходов и трансферты. Речь идет о доходах украинских трудовых мигрантов за границей, переводимых на родину. Это важная статья, которая на протяжении многи лет помогала стабилизировать платежный баланс Украины. На 70% это поступления от украинских граждан, работающих на территории России. Поступления шли как в рублях РФ, так и резервных валютах (доллары, евро). Обострение отношений России с нынешней украинской властью может привести к ограничениям на перемещение граждан двух стран через государственную границу. Это неизбежно уменьшит положительное сальдо по данной позиции при благоприятном сценарии до $8 млрд., а при неблагоприятном сценарии развития событий сальдо окажется около $5 млрд.
Источник: Расчеты авторов
Вышеприведенные оценки позволяют представить цифры необходимого финансирования в 2014 году с учетом известных шоковых факторов.
Сальдо движения капитала. До недавнего времени удавалось закрывать «дыры» в платежном балансе и бюджете за счет привлечения иностранного капитала. Это были в основном «короткие» деньги, с помощью которых отчасти закрывался дефицит торговых операций, и совершались очередные процентные платежи. Сегодня, несмотря на политическую поддержку Западом украинского правительства, иностранные инвесторы не будут рисковать в условиях полной неопределенности. Рейтинговые агентства оценивают ситуацию как преддефолтную. Более того, иностранные инвесторы уже сейчас хотят побыстрее вывести из страны не только причитающиеся им доходы, но и сами активы. К ним могут присоединиться и украинские олигархи. Заинтересованы в выводе капиталов и российские инвесторы, на которых приходится около 40% ПИИ в страну.
Начавшееся бегство капитала уже прослеживается в платежном балансе. Так, за первые два месяца 2013 года в страну по статье движение капитала был отражен приток $3,3 млрд., то за первые два месяца «революционного» 2014 года отток капитала составил $3,8 млрд. Если темпы вывода капитала сохранятся, то до конца года позиция «сальдо движения капитала» и отток по этой статье превысит $22 млрд. Косвенно обоснованность этой цифры могу подтвердить данные НБУ. Чистый отток краткосрочного капитала в неблагоприятные годы достигал до $10-13 млрд. за год. При позитивном сценарии ожидается отток по этой статье на уровне $6-10 млрд. Учитывая, что текущий кризис крупнейший для Украины, логично предположить, что отток при неблагоприятном развитии ситуации будут значительно больше. Так, накопленные иностранные инвестиции в украинской экономике составили $210,5 млрд., в том числе (млрд. долл.) прямые – 75,7; портфельные – 32,6; прочие – 102,2. Даже если за пределы Украины будет выведено 10% активов, принадлежащих иностранному капиталу, то в абсолютном выражении это составит порядка $21 млрд. Также Украина в 2014 году должна выплатить кредиторам около $10 млрд. «Пиковые нагрузки приходятся на май, июнь, август. Это средства, которые мы должны по еврооблигациям», — сказал глава украинского Минфина Александр Шлапак.
Источник: расчеты авторов
Подведем итоги. Как видно из табл.2, международным спонсорам придется профинансировать разрыв платежного баланса $25-55 млрд. только в 2014 году, при условии сохранения оставшихся золотовалютных резервов Украины.
Таблица 2. Прогноз основных позиций платежного баланса Украины в 2014 году (млрд. долл.)
Источник: Расчеты Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития на основе данных Нацбанка и Минфина Украины[9]
МВФ гарантирует финансирование $14-18 млрд. в течение двух лет, косвенно свидетельствуя, что необходимый объем финансирования составляет $27 млрд. Это вдвое меньше, чем будет необходимо в случае сохранения конфликта украинского руководства с Россией. Даже если все обещания Запада будут выполнены, для сведения платежного баланса понадобится более 23 млрд.долл. Если не найдется желающих поверить в скорое экономическое чудо на Украине, то страна вынуждена будет потратить все свои золотовалютные резервы, чтобы элементарно свести концы с концами даже при благоприятном развитии ситуации по базовому сценарию, а при неблагоприятном обречена на дефолт.
Таблица 3. Финансовая помощь Украине со стороны США, ЕС и международных финансовых институтов, млрд долл.
Источник: расчеты авторов на основе различных СМИ.
Необходимо отметить, что возможности государства по привлечению внешних ресурсов будут крайне ограничены после 2014 года, так как государственный долг в текущем году уже превысит отметку в 60% к ВВП. С целью оценки критически необходимого объема привлекаемых средств (кредитов, инвестиций, и т.п.) ЦИИ ЕВАБР был построен прогноз текущего счета платежного баланса Украины на 5 лет в предположениях позитивного сценария. Результаты приведены в таблице 4. Требуемый объем привлекаемых средств за 5 лет оценивается в размере около $104 млрд. Это критический объем финансирования.
Таблица 4. Прогноз основных позиций платежного баланса Украины в 2014-2018 годы согласно базовому сценарию (млрд. долл.)
Источник: Расчеты авторов
Следующая задача – оценка объема финансовых ресурсов, необходимых для развития экономики Украины (сценарий развития). Для этих целей была использована модель долгосрочного роста, предполагающая нормальный инвестиционный процесс, своевременное обновление оборудования и достаточную норму сбережений для подержания объемов капитала на приемлемом уровне. С помощью данной модели был рассчитан целевой уровень капитала[10], соответствующий равновесному[11] росту ВВП для этой страны и нормальному инвестиционному процессу, а также разница между целевым и фактическим уровнем капитала.
Результаты анализа позволяют сделать следующий вывод: начиная с 2005 года объем инвестиций обеспечивал лишь половину от необходимого уровня капитала, а накопленная «недоинвестированность» экономики оценивается на уровне $300 млрд. Косвенно об этом свидетельствует динамика степени износа основных фондов, представленная на графике выросшая за 12 лет с 44% до 78%. Оценки приемлемого уровня инвестиций на 2014-2018 годы без учета «недоинвестированности» в предыдущий период составили $190 млрд.
Рис. 5. Целевой уровень капитала
Источник: расчеты авторов, данные Минстата Украины
Для преодоления диспропорций развития экономики, накопленных за последние два десятилетия, понадобится еще не менее 300 млрд. долл.
Таким образом, объявленный МВФ западными кредиторами пакет финансовой помощи Украине явно недостаточен для стабилизации макроэкономической ситуации. Средств МВФ едва хватает на рефинансирование выплат по внешним долгам – до $12 млрд. (без задолженности за российский газ). Не хватит их и на покрытие дефицита госбюджета (9 млрд. долл.) и госкомпаний (5 млрд.долл.) Средств МВФ недостаточно для увеличения размера необходимых валютных резервов и удержания курса гривны. Это означает, что в реальности, а не по прогнозу МВФ, девальвация гривны будет продолжаться, возрастет инфляция. С учетом нарастающей дезорганизации, бегства капитала и разрыва кооперационных связей с Россией падение ВВП ожидается на уровне не менее 10%, а не 5%, как считает МВФ. Таким образом, прогнозные параметры программы МВФ (рост ВВП на 2% в 2015 г., инфляция 3-5%, стабилизация курса гривны и проч.) не будут достигнуты.
При предоставлении кредита МВФ основывается на своих прогнозных значениях темпов роста ВВП. Вышесказанное означает, что Украина едва ли сможет обеспечить выполнение целевых параметров программы МВФ, что дает последнему возможность остановить предоставление кредитов.
Нереалистичность целевых параметров программы предоставления кредита МВФ может повлечь следующие отрицательные последствия:
1) Вашингтон будет шантажировать руководство Украины возможностью предоставления очередных кредитов, ссылаясь на невыполнение контрольных параметров;
2) после достижения определенных политических целей кредиты вообще не будут предоставлены под предлогом невыполнения целевых показателей.
Так, уже через 6 дней после принятия данного меморандума, МВФ заявило, что при утрате правительством Украины контроля над юго-восточными территориями, программа выделения помощи будет пересмотрена[12]. Таким образом, уже сейчас начинают проявляться элементы шантажа, которые подталкивают нынешнее руководство к преступным действиям по применению вооруженных сил против населения с целью восстановления контроля над данными территориями. При этом МВФ, с одной стороны, признает риск невыполнения целевых показателей программы, а, с другой стороны, требует невозможного – всенародной поддержки мер, влекущих снижение уровня и качества жизни.
«Риски, связанные с программой, являются высокими. В частности, дальнейшая эскалация напряженности в отношениях с Россией, а также неспокойная ситуация на востоке страны, обуславливают значительный риск для перспектив экономической ситуации. Неизменное и энергичное введение мер экономической политики с одновременным сохранением широкой общественной поддержки реформ играют определяющую роль в обеспечении успеха программы, которая разблокирует значительные объемы международной помощи из официальных источников и обеспечит приток частного капитала», — цитирует слова директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард пресс-релиз МВФ.
Однако, рассчитывать на широкую общественную поддержку реформ, навязываемых МВФ, может только фантазер. Эти реформы предусматривают:– замораживание минимальной заработной платы и зарплаты первого тарифного разряда на уровне начала 2014 года;– приостановку индексации пенсий в марте 2014-го;– введение нового порядка расчета официального валютного курса;– введение единой ставки акциза на дизельное топливо, что повлечет рост цен на этот вид топлива на 68%, а на бензин – на 60%;– повышение тарифов на газ и теплоснабжение для населения – соответственно, на 56% с 1 мая 2014 года и на 40% с 1 июля 2014 года. Повышение тарифов на газ и отопление для конечных потребителей планируется на 40% в мае 2015 года. В дальнейшем подъем тарифов на газ и отопление будет происходить по 20% ежегодно 1 мая вплоть до ликвидации убытков НАК «Нефтегаз Украины» в 2018 году.
Реализация этих планов повлечет рост тарифов на услуги ЖКХ на 40-70%. При этом предполагается заморозка всех видов зарплат для бюджетной сферы работников, а также пенсий. Нет сомнений в том, что следствием этих мер станет подрыв платежеспособности населения. Уже сейчас отмечается резкое падение уровня собираемости платежей, которые опустились в ряде областей по услугам ЖКХ до 50%, а по оплате газа – до 30%. Столь резкое повышение тарифов на энергоносители автоматически приводит к повышению цен по всем технологическим цепочкам, что повлечет повышение инфляции, а не ее замедление, как прогнозирует МВФ.Еще одним упущением прогноза МВФ является игнорирование высокой вероятности дефолта Украины. Рейтинги Украины отражают ее преддефолтное состояние по ряду позиций (например, платежи за российский газ, выплата бюджетных трансфертов регионам, пенсии и социальные пособия населению) к явному дефолту.
К 2017 г. внешний долг Украины достигнет 200 млрд. долл. В 2013 году ВВП Украины в номинальном выражении составило $175,5 млрд[13]. При самом оптимистическом сценарии осуществления прогноза МВФ в 2017 году объем ВВП составит 187,4 млрд.долл., что меньше объема внешнего долга. Издержки его обслуживания не учитываются в прогнозе МВФ и не вписываются в платежный баланс Украины.
Как следует из приведенного выше анализа, Меморандум исходит из «придуманной реальности», смоделированной в политических целях убеждения населения Украины в чудодейственности западной помощи, которая должна обеспечить подъем экономики и уровня жизни. На самом деле, МВФ планирует увеличение налоговой и тарифной нагрузки для населения и создание суперблагоприятного климата для иностранных инвесторов без реальных мер по развитию экономики. Очевидно, что цель Меморандума не в достижении «придуманной реальности», а в переходе к модели внешнего управления экономикой Украины в интересах иностранного, прежде всего, американского капитала. Под угрозой прекращения заявленных кредитов Правительство Украины вынуждено будет соглашаться на любые условия, как это делало российское правительство в 90-е годы. Нет сомнений, что и последствия будут те же: деиндустриализация и деградация экономики, обнищание населения.
Единственным способом предотвращения социально-экономической катастрофы является разработка совместной российско-европейской программы помощи модернизации и развитию экономики Украины с общим объемом привлекаемых инвестиций не менее 200 млрд. евро до 2020 года. При этом должен быть оптимизирован режим торгово-экономического сотрудничества Украины с ЕврАзЭС и ЕС. Эта оптимизация включает вступление Украины в Таможенный союз и ЕЭП с Россией, Белоруссией и Казахстаном с одновременным созданием преференциального режима этого интеграционного объединения с ЕС.Разумеется, необходимым условием реализации этой программы является прекращение гражданской войны, развязанной самопровозглашенной киевской властью, а также выход европейских политиков из подчинения Госдепу США, который натравливает их на Россию. К сожалению, и то и другое едва ли возможно при нынешнем безумии американской политической элиты.В сложившейся ситуации спастись от социально-экономической катастрофы могут лишь те области Украины, которые вслед за Донбассом выйдут из подчинения нацистской хунте при условии, что их политический выбор будет поддержан Россией и ее партнерами по евразийской интеграции. В случае, если к этой поддержке присоединятся партнеры России по БРИКС и ШОС, то организованный США украинский кризис будет разрешен крахом американского финансового империализма и переходом к новому, более справедливому и взаимовыгодному мировому порядку.
[1] Потребности Украины во внешнем финансировании: критический уровень и потребности развития. М.В.Демиденко, к.э.н., А.Кузнецов, к.э.н.//Евразийский банк развития, Центр интеграционных исследований. Апрель 2014
[2] Оценка производилась на основе балансового подхода к оценке реального равновесного валютного курса по методологии МВФ. Не стоит ожидать, что сильная девальвация номинального обменного курса непременно приведет к существенной корректировке платежного баланса. Как показывает опыт стран со структурными проблемами в экономике, девальвация достаточно быстро провоцирует инфляцию и повышает инфляционные ожидания, которые затрудняют борьбу с ростом цен. Рост цен достаточно быстро нивелирует ослабление номинального курса – реальный курс после короткого шока возвращается к прежнему состоянию. [3] IMF (2013) Ukraine. Staff Report for the 2013 Article IV Consultation and First Post-Program Monitoring, December 2013. [4] http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=247170697&cat_id=246711250 [5] По данным Министерства финансов Украины на 31.01.2014. [6] Ukraine. Staff Report for the 2013 Article IV Consultation and First Post-Program Monitoring, December 2013. [7] http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=247170697&cat_id=246711250 [8] Рассчитана на основании информации платежного баланса страны. [9] Потребности Украины во внешнем финансировании: критический уровень и потребности развития. М.В.Демиденко, к.э.н., А.Кузнецов, к.э.н.//Евразийский банк развития, Центр интеграционных исследований. Апрель 2014 [10] Аппроксимирован остаточной стоимостью основных средств. [11] Вычислялся с помощью одномерного HP-фильтра. [12]МВФ пересмотрит программу помощи в случае утраты Украиной контроля над восточными областями / Украинский банковский портал, 05.05.2014 г. [электронный ресурс] // Режим доступа: http://banker.ua/bank_news/govregulations/2014/05/05/1180469735/ [13]Размер номинального ВВП Украины / Интернет-портал «www.ereport.ru – мировая экономика и мировые рынки» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=ukraine&table=grecia Источник: Опубликовано с сокращениями в журнале "Эксперт" 2 июня 2014 г.
Вернуться назад |