ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Как удешевить “золотой“ Керченский переход
Как удешевить “золотой“ Керченский переход12-06-2014, 13:17. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Проект будущего Керченского перехода, призванного напрямую соединить Краснодарский край с Крымом, уже выглядит несообразно дорогим. Отсюда и задача – добиться удешевления проекта на стадии утверждения. Ведь при последующей реализации его стоимость грозит еще возрасти. Как предполагается, к 15 июня Минтранс направит в правительство отобранные варианты строительства Керченского перехода. Неделей ранее межведомственная рабочая группа по реализации данного проекта назвала наиболее оптимальным маршрут через косу Тузла с выходом в районе Цементной слободки на крымском берегу. Планируется проложить двухуровневый - автомобильный (четыре полосы) и железнодорожный (два пути) - мост, по которому также протянут водовод и силовой кабель. Общая стоимость этого проекта оценивается в 283 млрд руб. То есть, в сравнении с первоначально заявленной ценой в 50 млрд руб., она выросла не в четверо даже (до 200 млрд руб., как допускалось еще месяц назад), а почти в шесть раз. Это при том, что изначально сам “Автодор”, к примеру, оценивал возможные затраты в 150 млрд руб. А при осуществлении институтом “Гипростроймост” в 2010 г. предпроектной проработки такого перехода в виде совмещенного моста – автомобильного (четыре полосы) и железнодорожного (два пути) – закладывались расходы около $1,5 млрд. Подобное стремительное многократное повышение стоимостной планки, естественно, порождает вопросы. В СМИ Керченский переход уже прозвали “бриллиантовым мостом“ и “золотыми воротами в Крым“. По его словам, для ускорения строительных работ их следует вести одновременно с обеих сторон. Удешевить же проект на практике поможет использование щебня, ПГС и прочих стройматериалов, произведенных непосредственно на месте. “А то строители иногда хитрят и везут щебень за тридевять земель, накручивая цены“, - заметил Рябухин. В принципе, каждый мост является уникальным сооружением, констатировал вице-президент Российского общества оценщиков Евгений Нейман. При этом, указал он, нередко случается так, что итоговая стоимость строительства превышает проектную. В том числе потому, что при осуществлении практических работ нередко обнаруживаются новые риски и затруднения, преодоление которых требует дополнительных затрат. Но если возник соответствующий запрос, то, наряду с оценкой проекта в Главгосэкспертизе, также возможно провести общественную экспертизу: хороших специалистов в данной сфере в России немало. Правда, на это потребуются определенные средства. Скажем, на экспертизу проекта стоимостью в 100 млрд руб. уйдет примерно 40-50 млн руб., рассказал Нейман. Хотя, если сплюсовать отрезки обсуждаемого маршрута, то по общей своей протяженности он окажется более чем вдвое короче 165-километрового самого дорогого в мире Даньян-Куньшаньского виадука. Тогда как предварительная стоимость (в 283 млрд руб.) нашего перехода уже приблизилась к цене китайского виадука, который обошелся в $8,5 млрд. И это созвучие в ценах при многократной разнице в протяженности выглядит несообразным, даже с учетом многофункциональности Керченского моста. С оглядкой на зарубежные аналоги заявленную проектную стоимость перехода возможно сократить до 210 млрд и даже 183 млрд руб. Между прочим, в 183 млрд руб. вписывается сумма из первоначальной цены от “Автодора“ и затрат на мост к острову Русский в 34 млрд руб. После такого сокращения можно будет направить 112 млрд руб. плановых бюджетных средств на Таманский порт и мост через реку Лена, от строительства которых в последнее время подумывали отказаться. По иронии судьбы 46-миллиардный мост через Лену в России до сих пор значился самым дорогим. Вернуться назад |