После многомесячных ожиданий ЕЦБ объявил о борьбе с низкой инфляцией (которая в настоящее время на уровне 0,5%). Европейский регулятор понизил базовую процентную ставку по кредитам на 10 б. п. (0,25%) до 0,15%; до отрицательной (-0,1%) снижена ставка по депозитам.
Германия не может продолжать успокаивать сама себя
Наряду с этим ЕЦБ изменил ставку по маржинальным кредитам с 0,75% до 0,4%. Все это должно стимулировать восстановление экономики стран еврозоны и уменьшить их зависимость от Германии.
Уверенный рост ФРГ на 0,8% (3,3% в годовом исчислении), по сути, спас экономику еврозоны от сокращения в I квартале 2014 г. И хотя темпы, скорее всего, замедляться, германская экономика должна вырасти на 2% в 2014 и 2015 гг., что намного больше, чем любая другая страна еврозоны.
Активное сальдо по текущим счетам Германии (с 2006 г. в среднем на уровне 7% к ВВП) достигло пика в 7,5% в 2013 г. Сохранение столь высокого профицита удивительно еще и тем, что основной экспортный рынок ФРГ – страны еврозоны, которые в последние годы переживали не лучшие времена. Германские экспортеры также активно торгуют с развивающимися экономиками, где традиционно высоким спросом пользуется немецкое машиностроение и транспорт, пишет британский журнал The Economist.
Динамичный рынок труда (которому на пользу пошли реформы) – другой индикатор здоровья экономики Германии. Постоянную работу в прошлом году имели 42 млн немцев, это увеличение на 3 млн человек за последние десять лет, и это самый высокий показатель с момента объединения двух Германий в 1990 г.
Безработица снизилась с 11,4% девять лет назад до сегодняшних 5,2% (второй самый низкий показатель среди 28 стран Евросоюза).
Рост занятости привел к росту сбора налогов. Чрезвычайно низкая долгосрочная процентная ставка (отчасти из-за того, что Германия была “тихой гаванью” во время кризиса еврозоны) также снизила траты на обслуживание государственного долга. Все эти благоприятные условия, вместе с фискальными ограничениями, говорят о том, что государственные финансы переживают настоящий бум. В 2012 г. бюджетный баланс имел профицит, в 2013 г. государственный долг упал ниже 80% к ВВП (впервые с 2009 г.).
Экономический и фискальный успех делает Германию мощным бастионом в “хрупком море” еврозоны. Однако долгосрочный прогноз немецкой экономики у многих экспертов вызывает тревогу. С 1970-х гг. уровень рождаемости в Германии ниже коэффициента воспроизводства (около 2,1).
И хотя уровень миграции достаточно высокий (около 400 тыс. человек в год), его недостаточно, чтобы избежать демографической ямы и недостатка рабочих рук в ближайшем будущем. Согласно прогнозу ОЭСР демографическая проблема негативно отразится на экономике Германии: в ближайшее десятилетие ее рост будет менее 1%.
Промышленное производство Германии
Для повышения производительности необходимы более масштабные инвестиции, как в физический, так и человеческий капитал. Активное сальдо по текущим счетам (чем так гордится Германия) является также признаком слабости, так как демонстрирует недостаток внутренних инвестиций по отношению к размеру национальных сбережений. Общие инвестиции упали с 21,5% к ВВП в 2000 г. до 17,2% в 2013 г. Правительство тратит слишком мало денег не только на новую инфраструктуру, но и на поддержание имеющейся инфраструктуры.
Для повышения производительности необходимо повысить и эффективность сектора услуг, на который приходится 69% всей экономики. Ему не хватает динамизма промышленных компаний. Необходимы реформы, которые бы повысили конкурентоспособность, в первую очередь фирм, предлагающих профессиональные услуги. ОЭСР рекомендует снизить нотариальный контроль над коммерческой регистрацией и отменить регулирование цен на услуги архитекторов и строительных инженеров (подобное ограничение имеется только в Германии).
Однако когда дела идут хорошо, нет никакого желания проводить новые, как правило, болезненные реформы. Согласно данным последнего опроса общественного мнения, 84% немцев довольны состоянием своей экономики (это самый высокий показатель в еврозоне).
Сформированное в конце прошлого года коалиционное правительство не очень стремиться проводить реформы, считает экономист Майкл Хузер. Более того, произошел определенный откат: снижение пенсионного возраста с 65 лет до 63 лет для некоторых групп граждан.
Не следует слишком переоценивать прочность немецкой экономики. Как для блага еврозоны, так и для самой себя, Германия не может продолжать успокаивать сама себя.
Вернуться назад
|