По мере того, как экономическая ситуация в мире и отдельных странах продолжает ухудшаться, начинает раздаваться все больше голосов отдельных регионов и проживающих там людей с требованиями о выходе их стран из межгосударственных объединений вроде Европейского Союза или их регионов из состава отдельных стран. Яркими примерами подобного недовольства на начальном этапе могли служить Каталония, Шотландия или Страна басков. Теперь к ним начинают добавляться различные регионы Италии, а Англия вообще начала задумываться о том, не выйти ли ей совсем из ЕС. Не менее яркими примерами такого недовольства являлись и заявления многих американских штатов вроде Техаса о возможности их выхода из состава США. Богатые, процветающие регионы в условиях экономического спада не хотят делиться с бедными своими доходами, а бедные, в свою очередь, пытаются избавиться от оказываемого на них давления со стороны богатых. Однако, похоже, что эта тенденция на отделение от остальных начала захватывать и территориальные образования меньших размеров. Пример этому процессу дробления может подать Калифорния, где жители двух северных графств (районов) штата собрались провести опросы общественного мнения по вопросу о том, стоит ли им отделиться от штата Калифорния. К этому движению могут присоединиться еще 16 графств в северной Калифорнии. Это примерно четверть территории штата, хотя количество проживающего там населения сравнительно невелико по сравнению со всеми 38 миллионами населения Калифорнии. Тем не менее позиция жителей этого региона довольно проста. С одной стороны, им надоело, как их интересы представлены в правительстве штата, с другой, они располагают водой, лесами, полезными ископаемыми и значительным количеством нетронутых сельскохозяйственных земель, чтобы самостоятельно стать богатыми и процветающими. Если им удастся договориться с рядом южных районов штата Орегон, они смогли бы даже создать новый штат. И хотя в случае принятия графствами положительного решения по их выходу из состава Калифорнии, этот вопрос для его дальнейшей реализации в рамках действующего законодательства должен быть утвержден законодателями штата и конгресса США, вне зависимости от того, какое ими будет принято решение, центробежные тенденции на самом нижнем, базовом уровне продолжают набирать силу. В этих условиях рано или поздно, но практически неизбежно, может возникнуть вопрос об используемых во вновь возникающих территориальных образованиях деньгах. С учетом того, что бумажные валюты опираются исключительно на доверие пользователей к выпускающим их структурам, а ко вновь возникшим образованиям уровень такого доверия может быть сравнительно низким, наилучшим способом стабилизации своего финансово-экономического положения и создания здоровой основы для дальнейшего поступательного развития может быть не использование необеспеченных валют, а переход к твердым обеспеченным деньгам. К тому же у них не будет такого формального сдерживающего фактора, как участие в Международном валютном фонде и, как следствие, отказ от использования обеспеченных денег из риска быть обвиненным в валютных манипуляциях.
Вернуться назад
|