ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Налоговый маневр в нефтянке обойдется в $10 млрд

Налоговый маневр в нефтянке обойдется в $10 млрд


31-05-2014, 13:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Налоговый маневр в нефтяной отрасли, который должен стать ответом на создание Евразийского экономического союза, обойдется российским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) в 2,4 млрд долл. в год, дополнительные 3,4 млрд долл. придется выложить промышленным потребителям топлива, подсчитали аналитики "ВТБ Капитала". К понедельнику чиновники должны подсчитать, как минимизировать их убытки.

Варианты налогового маневра в нефтяной отрасли должны быть просчитаны уже в понедельник, такое поручение давал вице-премьер Аркадий Дворкович. В интервью ИТАР-ТАСС он рассказал, что вариантов два и лишь один из них предполагает, собственно, маневр.

Это вариант Минфина, он предлагает форсированное снижение экспортной пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла более чем наполовину в 2016г. Компенсировать выпадающие доходы бюджета министерство предлагает повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в 2 раза: до 1005 руб. на тонну в 2016г. против текущих 493 руб. Повышение цен на внутреннем рынке будет сдерживаться с помощью существенного снижения акцизов.

Альтернативный вариант - более растянутый по времени пересмотр графика изменения пошлин и НДПИ, пояснил Дворкович. По подсчетам Минэнерго, такой маневр может завершиться после 2018 года, до этого момента НДПИ будет расти, а экспортные пошлины - снижаться незначительными темпами. В Минэнерго отказались комментировать свои предложения.

На этой неделе налоговый маневр обсуждался дважды, окончательных решений пока не принято. Какими бы они ни были, за снижение экспортной пошлины "кто-то должен заплатить: либо потребители, либо бюджет, либо нефтяники", говорит РБК директор департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин. Четвертого не дано, поэтому маневр и дается нелегко, поясняет он.

Аналитики "ВТБ Капитала" считают, что за форсированный нефтяной маневр по схеме Минфина заплатят переработчики нефти и промышленные потребители топлива в России. По их оценкам, самую большую сумму - 6 млрд долл. - будут терять в год белорусские НПЗ. Но на такую сумму сейчас перечисляет Минск экспортную пошлину на нефтепродукты в российский бюджет по двусторонним договоренностям.

Суммарная нагрузка на российских производителей вырастет больше - они почувствуют на себе повышение НДПИ в виде более высоких цен на нефть. Независимым НПЗ маневр обойдется в 2,4 млрд долл. в год, промышленные потребители топлива, прежде всего электростанции, и покупатели темных нефтепродуктов (бункеровочный бизнес) будут вынуждены платить больше на 1,9-3,4 млрд долл. Авиакомпании потеряют 1 млрд долл., 1,3 млрд - нефтехимики, 1,5 млрд - переработчики газового конденсата, такие как СИБУР. Итого - 8,1-9,6 млрд долл. Из числа вертикально интегрированных нефтяных компаний нагрузка вырастет на "Башнефть", "Газпром нефть" и ЛУКОЙЛ, прогнозируют эксперты. А вот такие компании, как "Татнефть" и "Сургутнефтегаз", в структуре производства которых доминирует добыча нефти, но мало переработки, могут оказаться даже в выигрыше.

Это устранит перекосы на внутреннем рынке, возникающие из-за пониженных цен на нефтепродукты вследствие высоких пошлин, считают в Минфине. С другой стороны, устранение таких перекосов может привести к чрезмерному и весьма болезненному для потребителей росту цен внутри страны. Чтобы этого не допустить, помимо повышения НДПИ придется снижать акцизы на нефтепродукты, рассуждает Трунин. И это тоже проблема, поскольку акцизы "закреплены в виде источника для формирования дорожных фондов".

Новых совещаний по налоговому маневру пока не назначено, сказала РБК пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина. Вице-премьер не исключил, что этот вопрос будет обсуждаться на заседании президентской комиссии по стратегическому развитию ТЭК в Астрахани.

Нефтяной маневр - вынужденная мера. Сохранение экспортной пошлины на действующем уровне, с учетом достигнутых договоренностей с Белоруссией и Казахстаном по созданию Евразийского экономического союза с последующей отмены белорусской схемы, означало бы субсидирование белорусской экономики из российского бюджета на 180-200 млрд руб. в год, говорит Трунин.

Еще одна проблема - что делать со льготами по НДПИ, которые с ростом этого налога станут более чувствительными для бюджета. Параметры этих льгот придется пересматривать, а это пугает нефтяников, отмечает Трунин. Еще одно их опасение связано с тем, что ФАС и другие регуляторы не позволят поднимать цены на внутреннем рынке до экономически обоснованного уровня. Также нужно думать над компенсацией дополнительных издержек потребителям неподакцизных нефтепродуктов: авиакеросина, прямогонного бензина для нефтехимии.

Елена Малышева, Дмитрий Коптюбенко


Вернуться назад