Наша цель - быть среди пяти крупнейших розничных сетей в России к 2020 г.", - говорится в отчете Spar International за 2013 г. Речь идет о топ-5 по выручке, уточнил "Ведомостям" гендиректор Spar Russia B.V. Сергей Локтев. Сейчас по выручке сеть Spar входит во вторую десятку продовольственных розничных сетей. В пятерке лидеров за 2013 г. - "Магнит", X5 Retail Group, "Ашан", Metro и "Дикси", выручка каждой из этих компаний варьировалась в диапазоне от $5,6 млрд до $17,8 млрд, следует из годового отчета Х5.
Выручка 363 российских магазинов Spar пока скромнее: за прошлый год она выросла на 18% до 1,34 млрд евро, а в рублях - на 26% до 57 млрд руб. Spar International объединяет независимых ретейлеров, получивших лицензии на работу под брендами нидерландской компании в своих регионах. Всего на начало 2014 г. в мире работало 12 163 таких магазина, их совокупная выручка за прошлый год составила 32,18 млрд евро.
Сеть Spar расширяется как за счет увеличения количества магазинов ее действующих лицензиатов, так и вследствие присоединения новых сетей. В последние годы российские продавцы в регионах живо заинтересовались возможностями партнерства со Spar, говорит Локтев: "Мы получаем много предложений". Он объясняет это прежде всего активной экспансией федеральных сетей: "Региональные игроки понимают, что никто не претендует на их бизнес, он остается у них в руках, и при этом они получают сильный бренд - это один из хороших способов выживания на рынке".
Движение федеральных ретейлеров в регионы хорошо заметно на примере "Ленты". Эта петербургская сеть гипермаркетов активно развивается лишь в последние несколько лет, но уже к июлю 2013 г. ее доля рынка в городах присутствия была существенной: в Новосибирске - 14,3%, в Омске - 12,5%, в Краснодаре - 11,4% (данные Nielsen). Доли некоторых ретейлеров на рынках отдельных городов благодаря покупкам активов достигали 25% - это максимум, разрешенный законом о торговле. Такая ситуация, например, у калининградской компании "Виктория квартал" из группы "Дикси".
Сейчас лицензия Spar выдана лишь на 42 из 85 субъектов Федерации, "у нас есть куда расти", говорит Локтев. В этом году, по его словам, Spar может открыть около 100 магазинов в России. "За этот год мы хотели бы получить четырех новых партнеров, и к концу года у нас должно быть 17 или более партнеров в России", - прогнозирует Локтев.
Большая часть магазинов Spar в России - супермаркеты; гипермаркетов семь, со следующего года планируется более активный рост их сети, говорит Локтев. Этот формат перспективен в Центральной России, на Урале, в Сибири, убежден он.
Spar ориентируется преимущественно на покупателя среднего класса и рост этой аудитории в следующие пять лет вряд ли позволит компании войти в пятерку лидеров по выручке, сомневается старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. А гипермаркеты, на развитие которых Spar планирует сделать акцент, - капиталоемкий формат, у них длинные сроки окупаемости - до 10 лет, так что ключевое значение будет иметь доступ компании к финансовым ресурсам, рассуждает она. У конкурентов Spar хороший набор источников средств, включая доступ к публичным рынкам капитала, так что планы Spar войти в топ-5 скорее амбициозная цель, а не реальный план, резюмирует Колупаева.