Прекращение поставок российских ракетных двигателей РД-180 для американских носителей, используемых для вывода на орбиту военных спутников, нанесет Соединенным Штатам ущерб в размере до $5 млрд.
Такой вывод содержится в докладе, подготовленном по заказу министерства обороны США группой экспертов во главе с генералом ВВС в отставке Митчем Митчеллом и бывшим директором NASA, а ныне вице-президентом компании Aerospace Майклом Гриффином. Руководство Пентагона уже ознакомлено с этим исследованием, сообщил в среду специализированный еженедельник Space News.
Неделю назад вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин и руководитель Роскосмоса Олег Остапенко заявили на брифинге в Москве, что Россия может прекратить поставки в США ракетных двигателей, если они и дальше будут использоваться для запуска военных спутников.
РД-180 производства предприятия "Энергомаш" из подмосковных Химок устанавливается на первой ступени разработанного корпорацией Lockheed Martin Corporation носителя Atlas-5, который вместе с ракетой Delta-4 компании Boeing уже давно служит для вывода на орбиту спутников Пентагона. Запуски космических разведывательных аппаратов по заказу Пентагона осуществляет американская компания United Launch Alliance, заключившая с американским оборонным ведомством многолетний контракт.
Как отмечается в докладе американских экспертов, на ближайшие годы уже запланированы 38 пусков ракет Atlas, однако в США сейчас имеются в запасе лишь 16 российских двигателей для этой ракеты. По коммерческому соглашению с "Энергомашем" до конца 2014 года должны быть осуществлены поставки еще пяти РД-180. Но если Россия в дальнейшем откажется их экспортировать, то запуски ракет Atlas будут приостановлены. В этом случае по "оптимистичному сценарию" развития событий, в течение двух лет произойдут задержки девяти пусков, а ущерб от этого составит $2,5 млрд. "Пессимистичный сценарий" предусматривает задержки в течение трех с половиной лет 31 пуска с ущербом в $5 млрд.
Авторы доклада отмечают, что компания Boeing не сможет увеличить производство ракет Delta-4 настолько, чтобы они могли полностью заменить Atlas, а выпуск РД-180 по лицензии на территории США также не лучший вариант, поскольку он потребует огромных затрат. В связи с этим, говорится в документе, "вне зависимости от ситуации вокруг РД-180 Соединенные Штаты должны разработать свой собственный двигатель". "Соответствующие меры должны быть приняты уже в 2014 году, чтобы снизить нынешние риски и сохранить возможности на будущее", - считают эксперты.
Их мнение на этот счет разделяют многие члены Конгресса США. Проект бюджета Пентагона на 2015 финансовый год, подготовленный в Палате представителей, предусматривает ассигнования на сумму $220 млн в целях создания двигателя, который сможет заменить российский РД-180. Американские специалисты считают, что такой двигатель может появиться в США к 2022 году.
Пока же авторы доклада советуют United Launch Allianceи Минобороны США ускорить закупку в России РД-180, чтобы создать их максимально большой запас. Подобные намерения американской стороны подтверждал в недавнем интервью ИТАР- ТАСС директор "Энергомаша" Владимир Солнцев. По его словам, Соединенные Штаты просят увеличить поставки двигателей до 2018 года с 29 до 37 единиц.
Что касается целесообразности прекращения экспорта в США РД-180, то речь об этом заходит в Москве уже не в первый раз. Однако руководство "Энергомаша" предупреждало, что такой шаг может привести к резкому снижению заказов и доходов компании. Как отмечал Солнцев, "спад может составить примерно 60% от объема производства, и тогда предприятие можно будет закрывать".
|